Красота Африки: многоликая и экзотичная

admin
2 августа 2020
3 494

Красота Африки: многоликая и экзотичная Чернокожие модели давно перестали быть на наших подиумах экзотикой и превратились в неотъемлемую часть американского и даже европейского эстетического идеала. Нам сложно поверить, но на родине своих предков эти признанные у нас эталонными красавицы не только не нашли бы себе ни одного жениха, но и не услышали бы ни единого комплимента!

Всё очень просто – Черный континент лучше всех остальных частей света сохранил свой собственный самобытный эстетический идеал и остается верен своим традициям. А они очень и очень отличаются от того, что мы наивно полагаем господствующим в мире.

Африканский континент занимает 20,4% поверхности суши и является вторым по площади после Евразии. Ни одна другая часть мира не может похвастать таким количеством стран (их 62, включая зависимые территории), народов и народностей (до 8 тысяч!), каждая из которых имеет свои уникальные самобытные черты, порой удивляющие и шокирующие не только нас, но и ближайших соседей. Из почти миллиарда жителей Африки большинство продолжают в той или иной мере существовать отдельно от цивилизованного мира. Здесь господствуют свои законы, поклоняются своим богам, играют музыку, в которой европейцу нередко трудно обнаружить мелодию…

Конечно, есть и крупные города, в которых живут современные, с нашей точки зрения, люди или те, кто хотя бы отчасти воспринял европейские эстетические взгляды и моду. Но даже здесь обязательно найдутся местные красавицы, способные надеть к дизайнерскому платью национальное покрывало ручной работы (как не так давно сделала женщина-посол в Кремле на вручении верительных грамот), а серьги с бриллиантами дополнить ожерельем из зубов льва.

Общий африканский эстетический идеал так и не сложился: здесь слишком много разных народов, большинство из которых не дошли до уровня государства, строящего вертикаль власти, общности во всем, включая нивелирование областных культурных различий.

Еще одна причина: по внешнему виду человека в Африке можно четко определить его национальность, социальное положение, брачный и имущественный статус. Короче говоря, внешний вид африканца заменяет ему целую груду наших документов. Отказаться от подобной практики было бы крайне неудобно.

Сыграли свою роль и частые столкновения между разными народами. Женщины всегда становились, увы, законной добычей победителей. Сексуальное насилие как инструмент доказательства своей победы и власти до сих пор процветает в Африке. Экзотичный для соседей внешний вид женщин отчасти (по мнению некоторых антропологов) служит их защитой от насилия, делая их непривлекательными для чужаков.

Тем не менее есть и общие черты, характеризующие эстетические взгляды африканцев. Прежде всего, в традиционной культуре местный эстетический идеал строго регламентирован (нельзя носить украшения или делать себе шрамы, неположенные по статусу) и обязателен к исполнению (вот почему голливудские актрисы в «диком» племени остались бы старыми девами). Если африканец хочет быть членом своего общества (народа), он обязан выполнять его эстетические законы.

Хотя у африканцев есть строгое деление на повседневный и праздничный внешний вид, ни одна чернокожая дама не высунется из своей хижины (даже самой бедной), не приведя себя в порядок. Неряху ждет суровое осуждение.

В африканской культуре в центре внимания – человеческое тело. Собственное тело для человека – произведение искусства, над которым он работает всю свою жизнь. В скульптуре и живописи, к слову, тоже доминирует изображение человека. При этом абстрактное искусство господствует над реалистичным. Поэтому на ткани геометрический узор, а не изображения животных или растений, а макияж на лице человека не усиливает его естественные черты, а перекрывает их каким-нибудь совершенно «нечеловеческим» изображением.

Неведомая для нас бедность африканских народов породила общую моду на полных женщин, их полнота свидетельствует о достатке и сопутствующем ему здоровью. Голод – частый гость в африканских хижинах. В норме же местное меню очень здоровое, содержит много фруктов и овощей, нежирного мяса. Многие племена обильно употребляют молоко. А масаи прославились своим «коктейлем» из молока и крови живых животных. Это идеальный способ получить животный белок, не убивая дорогостоящий скот.

По сравнению с европейскими у африканских женщин очень ярко выражены «формы», их еще называют «песочные часы»: пышные бедра и грудь, а между ними – подчеркнутая талия, спереди «украшенная» заметным животом. Разница между талией, грудью и бедрами у африканок намного больше, чем у нас с вами. И их мужчинам это очень нравится.

Что до самого сильного пола, то у местных джентльменов в тренде широкие плечи, мускулистая грудь и длинные ноги, как у наших мачо.

У многочисленных койсанских народов (включая крупнейшие народы Африки, бушменов и готтентотов) безумно привлекательной считается сильно выраженная женская… низ спины. В идеале угол между спиной и ягодицами должен приближаться к 90 градусам! С одной стороны, подобные фигуры обусловлены генетически: для африканок характерна стеатопигия (преимущественное отложение жира на ягодицах, увеличивающееся с каждой беременностью), с другой – красивую фигуру мамы формируют дети: грудных малышей здесь всё время носят с собой, привязывая к спине. Ребенок сидит чуть ниже поясницы, поясничный отдел матери его слегка поддерживает, и для увеличения поддержки мама слегка изгибается. В результате ее ягодицы выпячиваются и принимают более сексуальный вид.

Популярны два вида деформации груди. Ее или массируют горячими камнями, деревянными скалками, плотными плодами и туго перетягивают, чтобы максимально сократить размер, или при помощи массажа и специальной конструкции из тяжелых украшений максимально оттягивают вниз, придавая опущенным на трубе из кожи молочным железам вид «мешочков».

Еще одна особенность африканского эстетического идеала: украшать ребенка родители начинают с первых дней его жизни. Первая трудовая деятельность и брачный возраст здесь наступают рано (с четырех и двенадцати лет соответственно). Поэтому очень рано ребенок начинает украшать себя сам в соответствии со своим социальным статусом и вкусом. С наступлением половой зрелости, на пике «игры гормонов», «декорирование себя» достигает своего апогея. Далее женщины останавливаются и просто поддерживают себя в форме. А вот мужчины всю жизнь… простите, «выпендриваются», ведь с возрастом растет (или должен расти) их социальный статус, который требует соответствующего внешнего проявления.

Отличается от нашего и отношение к наготе. Ее не стыдятся. Открытые груди у женщин и декорированные половые органы у мужчин считаются не просто нормой, а красивой частью тела, которую принято демонстрировать окружающим. Правда, чем ближе к нашей цивилизации, тем более отступают африканцы от этого правила.

Во влажных тропических районах Африки обилие воды и сам климат стимулируют людей часто мыться. Но на многочисленных засушливых и полупустынных территориях вода слишком дорога и мытье просто недоступно. Это обстоятельство, жаркое солнце и обилие кусачих насекомых определили важнейшие задачи африканской ухаживающей косметики: она дезинфицирует тело без воды, защищает кожу и волосы от палящих жарких лучей и отпугивает насекомых (часто при помощи не самых приятных ароматов).

Наиболее распространенный «препарат» – составы для смазывания кожи лица и тела из трав, селитры, красной глины, золы. Популярна зола, оставшаяся от сжигания навоза (на кострах из высушенного навоза готовят еду), так как в пустынных местах просто может не быть другой. Именно такая зола великолепно отпугивает москитов и одновременно смягчает места уже имеющихся укусов. В косметических составах часто используются масла пальмы рафия и кокоса, касторовое, сливочное. В состав элитной косметики входит самый драгоценный жир – животный. В качестве дезинфицирующего активного вещества в косметике используются обладающие соответствующими свойствами травы, очень популярен корень имбиря.

Чрезвычайно часто один и тот же продукт и ухаживает за кожей, и служит декоративной косметикой, краской для кожи. Раскрашивание лица и тела – популярнейший вид местного макияжа. Для придания красящих свойств в африканские «косметические средства» добавляют охру, мел, растительные красители (популярно растертое красное дерево), металлическую пыль.

На севере Намибии люди из племени химба известны своей кожей – нежной, покрашенной в золотисто-красный цвет, символизирующий кровь – жизненную силу. Вода в данном регионе дорога, поэтому ее догадались заменить ежедневной ванной из… дыма. Специальную миску наполняют травами и ароматными веточками кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой, и поджигают их. Когда начинает валить дым, человек накрывается одеялами и наклоняется над его источником. После того как принимающий дымную ванну обильно пропотеет, поры его кожи откроются, человек специальными плоскими палочками очищает себя, а потом наносит особый крем, прославивший племя химба.

Мужчины и женщины покрывают себя с ног до головы красной смесью из тончайшей пудры ярко-красного гематита (производное вулканической деятельности), охры и масел (растительных и сливочного) – это и красиво, и кожу смягчает, и защищает от ультрафиолета и насекомых (от летающих до живущих на коже паразитов). Отдушкой (и очень приятной отдушкой) служит смола уже знакомого нам кустарника омумбири.

В детстве я была в Намибии, видела и, простите, нюхала дам из племени химба. Аромат смолы намибийской мирры настолько хорош, что многие кубинцы из находившегося в Намибии ограниченного военного контингента увозили ее на родину в качестве сувенира. Правда, подправлять «макияж» из описанного выше крема приходится несколько раз в день. Женщины (большие чистюли, чем мужчины) принимают дымные ванные ежедневно и покрывают кремом еще и свои заплетенные в тоненькие косички волосы.

Носить распущенные волосы в Африке не принято. В одних племенах женщины стригутся или бреют голову, в других – составляют сложные прически из мелких косичек или дредов. Прически «долгоиграющие», их выполняют обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев, вытравливая из волос насекомых при помощи специальных средств. Для закрепления причесок используются различные составы из глины, охры, пасты. Самая знаменитая из них – онкула (растертый в порошок красный минерал, масло, коровий навоз и целый ряд растительных компонентов) – изобретение народа мвила (Ангола). В некоторых племенах с началом полового созревания девушки регулярно подстригают волосы, заплетают их и укладывают так, чтобы они закрывали лицо. Лишь став женщиной (а до замужества это строжайше запрещено и сурово карается), гордая своим новым статусом дама зачесывает волосы назад, снова заплетает и теперь уже старается отрастить максимально длинные.

Многие африканцы ярко украшают свои прически контрастными по цвету бусами, раковинами, просто красивыми мелкими предметами, однако без фанатизма. Все прически крепко зафиксированы, поэтому, несмотря на свою сложность, долго держатся и очень практичны. Украшения должны быть им под стать: не отвалиться в долгом пути по тропическому лесу, не остаться на дороге во время охоты, не упасть под ноги во время бешеной ритуальной пляски, которой сопровождаются все праздники и важные события.

Подавляющее большинство народов Африки находят эротичными… шрамы. Если у мужчин они доказывают силу духа, то женщин просто украшают. Считается: мужским рукам приятнее ласкать дам, покрытых бугорками шрамов. Правда, страдают при проведении «косметической» процедуры дамы не меньше сильного пола. Ведь очень часто анестезия просто отсутствует или она основана на растениях с наркотическими свойствами и очень слаба. Шрамы составляют определенный узор на лице и теле, у мужчин ими активно покрывается область паха и еще более интимная область.

Раны наносят острыми камнями, ножами и бритвенными лезвиями. Делается надрез, потом крючком или колючкой кожа приподнимается и в таком виде срезается или надрезается. В образовавшиеся раны втирают пепел, сок растений, личинки насекомых, это повышает выпуклость будущего шрама и одновременно его дезинфицирует. Нагноения случаются, но не носят массовый характер. В единичных случаях шрамирование доводит до цивилизованной больницы, а то и до смерти «клиента». Но обычно профессиональные «наносители шрамов» (шаманы или просто искусные в своем деле и пользующиеся популярностью «специалисты») хорошо знают, что и как надо сделать.

Перед вступлением в брак многие мужчины проходят обрезание. Популярно оно и среди женщин. Чаще всего обрезается клитор, реже – частично или полностью удаляются половые губы. Это считается красивым и якобы предотвращает распутное поведение женщины. Сейчас в ряде африканских стран женское обрезание запрещено законом. Но подпольно оно продолжает практиковаться, ибо у целого ряда народов необрезанная женщина автоматически переходит в разряд проституток.

Далеко не безболезненной деформации подвергаются и другие части тела. Важный момент: если мужчины покрывают свои тела «художественными» шрамами, то всяческие «искривления» касаются не их, а чаще всего именно слабого пола. Девушки-масаи делают в ушах дырки диаметром до нескольких сантиметров, в которые вставляют диски, бусы, украшения из проволоки, даже то, что мы посчитали бы мусором (например, детали старого сотового телефона или компьютера). В результате мочки ушей взрослых дам касаются плеч и могут служить своеобразными карманами, туда помещается ложка, курительная трубка. Один журналист якобы видел в мочке уха уже работающий мобильный (но ведь носили же наши прапрабабушки маленькие записные книжки за низкими вырезами платьев!).

Красавицам из племен кихепо, мусгу, мурси, сурма, лоби и кирди еще в детстве прорезают нижнюю губу и вставляют в нее круглые (напоминающие тарелочки), реже – трапециевидные украшения из глины, дерева или металла. С каждым годом губа растягивается, в разрез в ней вставляются всё более и более крупные украшения. У взрослых дам они доходят до 15 см в диаметре. Подобная красота весьма прибыльна для семьи девушки: чем больше растянута ее нижняя губа, тем больше скота заплатит за нее в качестве выкупа будущий муж. Закреплением в губе диска процедура не ограничивается, дополнительную болезненность ей придает удаление двух или даже четырех нижних зубов, иначе диск трудно будет носить, а есть с ним – так практически невозможно.

В племени мангбету новорожденным девочкам перебинтовывают голову, чтобы придать черепу удлиненную форму. Бинты носят несколько лет, пока кости черепа не сформируются и не затвердеют в требуемом виде. После из длинных волос формируется зрительно дополнительно удлиняющая голову особая прическа: волосы заплетают в тонкие косички и поднимают кверху, укладывая вокруг конусообразного, расширяющегося на конце каркаса. Готовое сооружение фиксируется и дополнительно украшается длинными костяными шпильками. Нередко подобная укладка венчает лишь самую узкую часть головы. Вокруг же волосы выбривают, чтобы дополнительно сосредоточить всё внимание на длине черепа.

Большим интересом у туристов пользуются дамы из племени ама-ндебеле, проживающего в Южной Африке, обожающего длинные женские шеи. С раннего детства здесь одевают девочкам на шею металлические кольца. Постепенно их количество увеличивается, формируя шеи настолько длинные, что у девушек изменены голоса: они звучат как через трубку. Самое же страшное не это: без поддержки колец шеи женщин-«жирафов» не могут держаться, что может привести к удушению или перелому. Не случайно самое страшное наказание у этих людей – снятие с шеи дамы колец.

Многие американцы и европейцы (особенно борцы за права женщин) считают подобные изменения внешности унижением женщин, надругательством над ними и активно (но совершенно безрезультатно) с этим борются, забывая, что африканки идут на пугающие нас процедуры не просто добровольно – с огромной готовностью. А разве некоторые наши процедуры (да, нашей с вами родной эстетической медицины) не болезненны и не связаны с травмированием кожи? Но мы соглашаемся на них, платим деньги, с надеждой ждем результатов… Вероятно, африканские женщины имеют право на то, что считают красивым и сексуальным они и их мужчины. На свой индивидуальный эстетический идеал, пусть даже неподходящий другим народам. И это есть свобода – свобода быть красивым так, как хочешь ты.

Оставить комментарий

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных