Элитный салон на дому у оптовых клиентов: уход за собой в гареме

admin
2 августа 2020
9 312

Элитный салон на дому у оптовых клиентов: уход за собой в гареме Многие европейские поэты воспевали… восточные гаремы. Их считали раем, полным прекраснейших чувственных женщин, с которыми не сравнится ни одна светская красавица. Про гаремы столетиями рассказывали эротические сказки. Никогда не бывавшие и близко художники посвящали жизни наложниц султана картины. Теперь на смену им пришли модные сериалы. Гаремы продолжают будоражить наше воображение.

Многие антропологи считают, что восточное многоженство – явление достаточно вынужденное. Средний шанс умереть у арабского мужчины был намного выше, чем у его современников в других странах: слишком много шло военных конфликтов. Его вдове надо было чем-то кормиться, а работы для женщин в обществе было мало. Средневековая вдова в Европе прокормить себя могла, восточная женщина (прибавим тяжелые для земледелия географические условия) – нет. Отсюда происходила обязанность, например, жениться на вдове (вдовах) покойного брата или друга, просто чтобы обеспечить им и их детям пропитание.

Еще одним способом материально обеспечить женщину стал махр – имущество, которое муж передает своей новой жене в личную собственность. В случае вдовства или развода махр гарантирует женщине некий прожиточный минимум. Во многих мусульманских странах он существует до сих пор и чаще всего представляет собой золото в виде украшений.

Возможность иметь до четырех законных жен, временных жен и наложниц (если можешь всех их прокормить), крайне зависимое от мужчины положение женщин создали основу для того, чтобы состоятельные арабские мужчины дали разгуляться своей эротической фантазии. Так из просто закрытой для всех мужчин (кроме хозяина) женской половины дома выросли огромные дворцы, полные женщин, – гаремы.

В переводе с арабского это слово означает «запретное, священное место». Первый гарем возник у Аббасидов, династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год. Но самыми знаменитыми стали гаремы султанов Османской империи и их приближенных. О них мы достаточно хорошо осведомлены благодаря сохранившимся письменным источникам: воспоминаниям, переписке и документам.

Гарем – это не только прекрасные наложницы. Это совершенно особый отдельный мир, населенный матерью хозяина, его официальными или полуофициальными женами (чаще всего султаны по всей форме не женились, холостым им было как-то посвободнее), рабынями-наложницами, маленькими детьми, служанками и слугами-евнухами. Поскольку входить в гарем посторонним мужчинам было запрещено, а они были необходимы в качестве слуг и охранников, для «работы» с женщинами мужчин-немусульман подвергали кастрации. Став безопасными сексуально, они обслуживали гаремы и нередко добивались очень высокого положения при дворе за счет возможности участвовать во внутренних семейных интригах, ведь обитательницы гаремов постоянно интриговали и соперничали не только за ложе, но и за свое влияние на «господина».

Кино сделало популярной славянку Роксолану (Хюррем), единственную (!) обитательницу гарема, ставшую полностью законной женой султана с соблюдением всех формальностей (в Оттоманском гареме существовала строгая иерархия наложниц, но даже матери детей султана не были полностью его законными женами). Почти неизвестна, но не менее интересна история Сафие (Софии) из венецианского дворянского рода Баффо. Многие считали ее шпионкой Венеции, специально подкинутой в гарем к султану Мураду III. Что до самой золотоволосой красавицы, то она из гарема активно и эффективно влияла на… действия турецких армии и флота.

Портреты обитательниц гарема, написанные с натуры (а не плоды эротических фантазий художников), – огромная редкость. Зато у нас есть много фотографий жен и наложниц иранского шаха Насер ад-Дин Шах Каджара. Он правил во второй половине XIX века и был страстным любителем фотографии. Своему придворному фотографу, выходцу из России Антону Севрюгину, шах доверил увековечить гаремных красавиц. Пышнотелые дамы с толстенными (на наш взгляд) ногами, сросшимися бровями (кое-кто – с усиками) для такого случая нарядились в короткие юбки, напоминавшие балетные пачки. Подобную «форму» для своих одалисок придумал сам шах (в 1873 году он посетил Петербург и пришел там в полный восторг от русского балета).

Вопреки сегодняшней любви к блондинкам, изначально арабские мужчины предпочитали женщин своего этнического типа: с иссиня-черными блестящими длинными волосами, слегка вьющимися вокруг лица, иной раз – волнистыми по всей длине. Волосы у брюнеток такого типа очень длинные, но достаточно жесткие. Забегая вперед, отметим, что для их смягчения использовались многочисленные маски и аналоги современных бальзамов-ополаскивателей. Обитательницы гаремов практически никогда не носили распущенные волосы, предпочитая прически из кос, в которые вплетались ювелирные украшения.

В тренде были черные или карие глаза с длинными черными ресницами и черными же, хорошо заметными бровями. Периодически в моду входили сросшиеся над переносицей брови. Еще совсем маленьким девочкам их нередко дорисовывали соком усьмы (вайды красильной), растения, которое встречается практически на любом восточном огороде. Местные женщины используют его в качестве туши для ресниц, а также мощного антибактериального средства. Свежий сок усьмы ярко-зеленый, быстро темнеет и становится почти черным, а только черный цвет применяется на Ближнем Востоке для подводки глаз, окрашивания ресниц и бровей. Помимо окрашивания, усьма стимулирует рост волос, поэтому ею и рисовали сросшиеся брови маленьким девочкам: со временем на этом месте появлялись настоящие волоски. Благодаря усьме многие красавицы не только отрастили себе пышные брови, но и обрели огромные кукольные (но не рисованные!) ресницы. Усьму традиционно добавляют в средства для ращения волос, реже ее соком красят волосы.

Что должно было в восточной красавице быть белоснежным, так это кожа (ни следа загара!) и зубы (идеально здоровые и ровные). Мелкие зубы были предпочтительнее крупных.

Красивыми считались достаточно широкие плечи, узкая талия, излишне широкие (по нашим представлениям) бедра. Грудь должна была быть высокой, широкой у основания и обязательно упругой. Руки и ноги – довольно стройными, с тонкими запястьями и щиколотками (и те, и другие украшались браслетами).

Не отказывались султаны и паши от экзотики: светловолосых и светлоглазых женщин. Однако избегали ярко-рыжих особ. Как в Европе, так и в мусульманском мире суеверие приписывало им колдовские чары. Поэтому знаменитая Роксолана не могла быть рыжей, в данный цвет ее «перекрасили» слухи о том, что она околдовала султана.

Для поддержания хорошей физической формы жены и наложницы (рабыням хватало физической нагрузки в виде обычного труда) довольно активно двигались. Привычные нам упражнения им заменяли танцы, часто – с нагрузкой ввиду тяжелых украшений на запястьях и щиколотках. Принято также было танцевать с крупными гранатами или апельсинами в поднятых руках. Попробуйте, это только кажется, что легко. Многие танцы были чувственными и кокетливыми. Парных не было, зато практиковались групповые с солированием то одной, то другой дамы. Популярностью пользовались салочки (надо было догнать «воду» и отнять у нее вуаль или платок), жмурки, сталкивание «коллег» в воду. Нередко владелец гарема наблюдал за играющими наложницами, выбирая себе компанию на очередную ночь. В любом уважающем себя гареме имелись сады с озерами или искусственные бассейны для плавания. У наложниц османских султанов таких бассейнов было три, и они редко пустовали.

Не требующий излишней худобы эстетический идеал позволил обитательницам гарема наслаждаться едой. Вот как описывает местную диету Алев Литлэ-Крутье в книге «Гарем. Царство под чадрой»: «Обед и ужин в гареме представляли собой настоящие пиршества: баранина, различные пирожки с мясом, сыром, шпинатом, плов, баклажаны, всевозможные овощи, приготовленные на оливковом масле, и обильный десерт с множеством компотов. Вечером подавалась закуска, состоящая из фруктов и пирожных». Многие десерты носили эротические названия: «пупок дамы», «бедра женщины».

Вопреки картинам европейских художников, разгуливать и валяться на диванах голыми в гареме не разрешалось: согласно мусульманским нормам морали все здесь ходили и спали исключительно одетыми. Традиционным нарядом женщин были шаровары, жилет и халат. Чем выше был ранг женщины, тем из более богатой ткани они шились. Полностью раздевались лишь в спальне с супругом, где в знак покорности наложница сама снимала с себя все одежды, включая рубашку. Правила дворцового этикета предписывали избраннице султана ползти к его дивану на коленях, целовать край этого самого дивана и подходить к ложу со стороны ног повелителя.

Разумеется, в гаремах холили и лелеяли женские тела. Не всех, а исключительно претенденток на внимание «господина». Хотя не раз и не десять раз султаны обращали внимание на обычных рабынь и поднимали их до положения наложниц.

Отметим несколько отличий старинной ближневосточной индустрии красоты от европейской. В Европе большая часть уходов предназначалась для лица. В арабской культуре, в которой лица дам спрятаны от посторонних, а упор делается на эротику, максимум уходов приходился на кожу в принципе и даже скорее на кожу тела. В Европе ценили внешний вид, причем смотреть на даму полагалось с некоторого расстояния. На Востоке предпочтение отдавали мягкости кожи и волос на ощупь, ритуалы красоты были направлены на пробуждение чувственности и желания. В отличие от своих западных современников на Востоке мылись каждый день и ценили чистоту тела. Европа начнет поступать так же лишь в XIX столетии. Очень важное отличие было в косметологии: западные разработчики косметики постоянно искали новые ингредиенты, прибегая для этого к услугам алхимии и химии. Нередко (по незнанию) их препараты были не только эффективны, но и опасны для здоровья. На Востоке предпочитали оттачивать уже давно известные техники (массажные) и рецепты на основе трав и масел, то есть полностью натуральных компонентов.

Проходило большинство косметических процедур в знаменитой бане – хаммаме. Но для начала с тела женщины удаляли все волоски. Волосы никогда не сбривали, чтобы не стимулировать их дальнейший рост. Депиляция проводилась тремя методами. Первый состоял в использовании скрученной нити и требовал много времени. Второй – знакомая нам сахарная депиляция. Сироп для депиляции предпочитали варить с лимонным соком. Его наносили на тело, давали подсохнуть и потом резко снимали. Или водили по телу мягким сиропным шариком, вдавливая его, где надо.

Существовала и более радикальная, единственная на Востоке опасная методика депиляции: на тело наносили пасту из особого минерала с известью, через короткое время ее смывали горячей водой, подскабливая кожу затупленным краем раковины. Данная смесь способна не только выжечь волосы, но и прожечь кожу, поэтому служила самым крайним средством: ею пользовались, если сахар не справлялся.

Маленькое замечание: мужчины ухаживали за своими телами тоже в хаммаме и по тем же методикам. Только не так тщательно смягчали кожу и не использовали слишком нежные ароматы, хотя многие запахи (роза, мускус, гвоздика, имбирь) были универсальны для обоих полов. Декоративной косметикой арабы не пользовались.

Итак, хаммам начинался с банального мытья, нередко ароматизированной водой (цветами фиалки, гибискуса, роз). Арабский мир был знаменит своим мылом – с нежной пеной, ароматным, сделанным в виде фруктов и цветов. В качестве губки использовался особый сорт тропической тыквы, игравший также роль массажной щетки с легчайшим эффектом скраба. На этом же этапе тщательно мыли волосы.

Потом тело распаривали и наносили скраб из кофе непитьевого крупного помола с добавлением оливкового или кунжутного масла для смягчения кожи и еще нескольких масел для ее ароматизации. Вместо кофейного скраба или вместе с ним (если это было надо) кожу растирали рукавичкой кесе – специальной варежкой из волокон шелка разной толщины и жесткости. Кесе используют по сильно распаренной и подсушенной коже. Она нежно, но эффективно освобождает кожу от омертвевших клеток, делает ее мягкой, повышает упругость за счет отработанных тысячелетиями массажных техник и прилива к дерме крови. При регулярном использовании кесе происходит зримое омоложение кожи.

После подобного очищения кожи нередко следовали обертывания тела и волос лечебными глинами или грязями, ведь при высыхании очищенная и распаренная кожа может стать сухой и неприятной на ощупь, а волосы в той же ситуации приобретают жесткость. Далее наступала очередь массажа по благовонным маслам или масляным кремам (тоже для смягчения). На Ближнем Востоке массаж – основа уходов, в которой уже много веков назад мастера достигли настоящего совершенства. Благовонными маслами умащали также волосы: считались красивыми блестящие от масла, но чистые волосы.

В самом конце на тело наносили рисунки хной. Обычно красили ногти, ладони, область ношения длинных перчаток, лодыжки, лобок и область на четыре пальца выше. Большой популярностью пользовались рисованные «дороги наслаждения»: рисунок от пупка или поясницы вниз.

Описанная выше процедура ухода – это практически подготовка дамы из гарема к ночи с супругом. Но были и чисто косметические уходы: для отбеливания и смягчения кожи. Для отбеливания использовались миндальное молоко, лимон во всех видах, мазь из жасмина и розовая вода.

Утром и перед сном дамы умывались розовой (отличное антисептическое средство, снимает воспаления, помогает бороться с морщинами) или лимонной водой, наносили на лицо, плечи и грудь кремы на основе масел (одним из самых популярных было масло арганы) или пчелиного воска с добавлением лекарственных растений. Акне лечили соком красных слив. Жирную и увядающую кожу оздоравливали при помощи массажа ломтиком айвы или маски из айвы и молочных продуктов. В косметологии активно применялись различные пряности: гвоздика, имбирь (сильнейший антисептик), куркума, семена горчицы. Для изготовления масок также активно использовали яйца.

В обязательном порядке чистили зубы: щеточкой мисваки, волокнистой, расщепленной на конце деревянной палочкой. После ее использования рот полоскали слабым солевым раствором или более лекарственным средством – смесью меда и слабого уксуса. Перед ночью любви полагалось обязательным освежить дыхание, пожевав корицу, гвоздику, лимон или имбирь.

На волосы наносились маски из кефира или скисшего молока, масла или порошка (в смеси с маслами) амлы (индийского крыжовника), цветов мальвы и лепестков гибискуса, порошка сухих листьев инжира, скорлупы грецких орехов, масла и порошка усьмы. Значительно улучшает рост и густоту волос хна, а ею в гаремах нередко красили волосы. Также хну можно сделать бесцветной.

В отличие от Запада ароматы на Востоке были приняты сильные, буквально дурманящие. Вся косметика ароматизировала всё вокруг себя. Поэтому каждая дама тщательно следила за тем, чтобы ароматы из косметических средств объединялись в итоге в ее личный притягательный и прекрасный аромат – аромат ее тела. Все запахи делились на летние, освежающие и охлаждающие (роза, фиалка, другие цветы), и теплые зимние (корица, гвоздика, имбирь, амбра, мускус).

Яркий макияж наносили на глаза, их подводили сурьмой и золой, чернили ресницы и брови. Рисовали или подчеркивали краской родинки. Помад для губ не было, дамам приходилось жевать пасту с перцем, семенами льна и небольшой долей извести, чтобы вызвать прилив крови к губам. Принятый в Древней Руси и с XVI века в Европе обильный декоративный макияж для лица в гаремах не прижился. Да, султанам просто не нравилось слизывать его со своих одалисок. Как мы уже упоминали, Европа делала ставку на внешний вид, Восток – на удовольствие от прикосновения.

В арабском мире никогда не было резкого разделения косметики на люкс и более дешевые сегменты (в отличие от Европы), ведь основа у нее растительная. Просто более дорогие ингредиенты менялись на более дешевые аналоги, росшие в каждом саду и огороде. Базовые же рецепты оставались едиными. Если во дворце слуги практически были профессионалами индустрии красоты, то вне дворца служанки или родственницы оказывали женщинам из более низких слоев общества те же услуги. Гарем не имел косметологических тайн. Через девять лет службы бездетные наложницы покидали его стены, им помогали выгодно выйти замуж и награждали щедрым приданым. Эти женщины не только не хранили секреты уходов, они охотно делились своими знаниями.

Наша современная косметика производится промышленным способом, а обслуживают нас профессионалы. А на Ближнем Востоке до сих пор женщины часто делают свою косметику дома по старинным рецептам и ухаживают друг за другом сами. Благо здесь еще приняты большие многопоколенные семьи. Отметим: во многих странах официально разрешено или неофициально практикуется многоженство, а у некоторых самых богатых людей есть гаремы, попасть в которые можно, предоставив справку об отсутствии ряда заболеваний и пройдя собеседование.

Словом, традиционная восточная косметология процветает и активно используется. Некоторые ее находки включены в современные методики салонных уходов и препараты, которые предлагаются клиентам по всему миру.

Оставить комментарий

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных