Жители Изумрудного острова – голубоглазые, танцующие в зеленом

Алена Анзель
2 августа 2020
2 090
Любимые наши читатели! День какой ДРУГОЙ страны вот уже много лет отмечают россияне? Да еще как! Торжественным маршем (настоящей демонстрацией) на Арбате, десятками, если не сотнями музыкальных фестивалей в самых разных городах? Кстати, за последние годы именно в области изучения этой страны наши соотечественники буквально с нуля организовали мощнейшую историко-филологическую школу (в основном базирующуюся в МГУ), уже широко признанную в мире. Чей цвет зеленый, а талисман – листочек клевера? 

Ну конечно же, вы догадались: речь идет об Ирландии, маленьком острове на северо-западной окраине Европы, известной своим степом, темным пивом и Днем святого Патрика.

Ирландию нередко называют Изумрудным островом – уж очень красиво смотрятся ее поля, обрамляющие старинные замки и маленькие храмы из серого камня или величественные, изъеденные временем кресты и огромные дольмены, построенные еще пиктами.

Пикты заселили эту страну в бронзовом веке, в железном – их вытеснили отсюда первые пришедшие в Ирландию индоевропейцы – кельты. Именно они и стали предками современных ирландцев. В V веке обращенные святым Патриком в христианство кельты оказались отрезанными от постоянных войн, кипевших тогда в основной части Европы. Несколько веков мирного существования позволили ирландцам создать удивительную по глубине, утонченную, по-настоящему изысканную культуру, с высокоразвитыми литературой, историей, своеобразной философией и потрясающим искусством. Центрами ее стали монастыри особой кельтской церкви, имевшей ряд отличий от сформировавшейся вне кельтских регионов (Шотландии, Уэльса, отчасти – французской Бретани) римско-католической. Более образованные, чем их коллеги из других стран, ирландские монахи ездили, скажем так, с просветительской миссией по всей Европе и основывали монастыри в Германии, Польше, Франции. Их «культурный центр» работал даже в древнем Киеве. Дошедшие до наших дней памятники кельтского искусства – резные каменные кресты и красочные иллюстрации к рукописным книгам не могут не восхищать.

Начиная с VIII века в Ирландию (в достаточном для разведения количестве) переселялись – мирно и при помощи военных набегов – викинги, основавшие здесь даже собственное королевство. Кровь скандинавов оказалась слабее кельтской. Они очень быстро ассимилировались местным населением, перенимали его обычаи и язык. Так что, в отличие от завоеванных норманнами Англии, частей Франции и Италии, Ирландия веками оставалась «страной ирландцев».

Настоящая беда грянула намного позже. Начиная с XII века (массированно с ХVI века) ее начали завоевывать англичане, несколько столетий ушло у них на полное покорение соседней страны. К тому времени англичане уже стали протестантами, а ирландцы сохранили верность католичеству. Итог был прост: всё ирландское буквально выжигалось железом, знать была почти полностью вырезана, монастыри разогнаны, церковь, хранительница знаний и национальной культуры, подвергалась жесточайшим гонениям. Под запрет попали даже народные танцы и костюмы… Так продолжалось до конца ХIХ века… Многие ирландцы бежали из оккупированной страны – в Америку, особенно в США, Австралию, Новую Зеландию, чтобы там сохранить не только себя, но и свои обычаи, музыку, песни и танцы… Время расставило всё по местам. В итоге англичане проиграли: ирландская культура не только выжила – ей удалось покорить весь мир. После триумфа книги Толкина «Властелин колец» все кельты удобно устроились на самом пике моды, судя по всему – насовсем. Но как же выглядели эти ирландцы?

У них кельтский, очень светлый, бледный, белесый тип кожи. В коже кельтов традиционно мало меланина. На солнце она не загорает, а сразу получает ожог. Веснушки (в отличие от родственников, шотландцев) у ирландцев почти не встречаются. Волосы у «классических» ирландцев либо темные, почти черные, либо светлые. Рыжих мало, они опять же сконцентрированы за проливом, в Шотландии. Как и в соседней Шотландии, лысый ирландец – редкость. Волосы у большинства населения во все эпохи были густыми и длинными, нередко вились красивыми локонами. «Ирландские» глаза – всевозможных оттенков синего и голубого, обязательно обрамленные длинными черными ресницами. Есть даже такое крылатое выражение о красивых глазах: «сапфиры, вставленные грязными руками», то есть сапфиры в окружении черного. Большинство ирландцев небольшого роста, мужчины – коренастые, широкоплечие, но не толстые. Женщины тоже отличаются стройностью, их фигуры изящны, а рост невелик. Как правило, у ирландцев короткие ноги, поэтому конечности «от ушей» здесь никогда не вызывали восхищения.

На заре истории (как почти везде в Европе) ирландцы носили несколько рубашек (нижняя играла роль белья) разной длины и укутывались в просторный плащ с большим уютным капюшоном, который до сих пор считается обязательной деталью кельтского костюма. Только в такие плащи сплошь и рядом наряжены герои Толкина. При этом шотландцы (гэлы, жители гор, ведущие свое происхождение от ирландских кельтов) со временем переделали плащ в большой кусок клетчатого шерстяного полотна – плед. Ирландцы стали богато расшивать свои плащи, украшать их тесьмой, а капюшоны – кисточками. Ирландские мужчины (включая иной раз даже монахов) разнообразили этот костюм броней и оружием. Со штанами кельтов познакомили викинги (в Шотландии эта деталь гардероба так и не прижилась). Местное население оценило их практичность. Однако знать практичностью не интересовалась, и долгое время отсутствие на человеке штанов свидетельствовало о его высоком социальном статусе, как и яркость наряда: с одной стороны, яркие краски были дороги; с другой – обычай регламентировал, кто имеет право носить тот или иной цвет, сколько цветов имеет право носить тот или иной человек, в каких сочетаниях. Проще говоря, чем ярче одевался ирландец, тем знатнее он должен был быть. При знаменитом короле Бриане Бору (выгнавшем из страны не успевших ассимилироваться викингов) все эти «цветовые решения» были узаконены при помощи специального декрета. Судить сейчас о пристрастии древних ирландцев к ярким сочным цветам мы можем по немногим сохранившимся иллюстрациям к рукописным книгам, выполненным, несмотря на свою яркость, с отменным вкусом.

Однотонным, темным костюм стал с ХVI столетия, точнее, именно тогда оригинальный ирландский костюм перестал существовать, уничтоженный захватчиками-англичанами. Новые власти стирали следы старой коренной католической культуры, заменяя ее мрачными тонами, присущими им самим. Кроме того, коренное население сильно обеднело, целая череда войн, бедность и несколько крупных «голодных» периодов заставляли ирландцев думать о выживании, а не о красоте. Важный момент: самым жестоким гонениям подвергся зеленый цвет, особенно его изумрудный оттенок, ведь именно зеленый считался цветом Ирландии, и те, кто его носил, выражали таким образом патриотические чувства.

Сейчас с ирландским костюмом нередко ассоциируется одежда, в которой кельты (и не кельты) выступают с ирландскими танцами на сцене. Настоящий бум на ирландский степ охватил все континенты после появления знаменитых коллективов «Риверданс» и «Лорды танца». К сожалению, это мнение ошибочно, ибо сценические костюмы – плод работы современных дизайнеров. Женщины танцуют в платьях с облегающим верхом и довольно короткой расклешенной юбкой, позволяющей видеть во всей красе движения ног – в ирландских танцах это самое главное. Нередко платья украшают вышивкой и аппликацией из старинных кельтских узоров, скопированных с произведений древнего искусства. Многие танцовщицы небольшими брошками крепят или просто пришивают на уровне плеч легкие полоски светлой легкой ткани (платья предпочитают более темных тонов), которые должны символизировать плащи. На самом деле танцевать в кельтском плаще нереально – он слишком тяжел.

Мужчины-танцоры выступают либо в костюмах с брюками, либо в пиджаках и однотонных юбках. Отчасти современные «мужские» юбки символизируют рубахи древних кельтов, но чаще всего они скопированы со столь популярных шотландских килтов. Деление строгое: зеленые юбки – на патриотах, оранжевые – на сторонниках Англии. Неудивительно, что подавляющее большинство танцоров вообще предпочитают костюмы зеленого цвета, цвета свободной Ирландии.

Теперь снова вернемся назад, к кельтским монастырям, так как речь пойдет о… косметологии. Мы уже не раз упоминали о том, что монастыри и монастырские лечебницы по всей Европе долгое время являлись центрами индустрии красоты, здесь разрабатывались новые препараты и обслуживались «клиенты» из всех слоев населения. Но все равно ирландские монастыри особые. Они развивались и достигли высокого уровня на три-четыре столетия быстрее, чем их «коллеги» в остальных европейских государствах, начиная уже с VII столетия. Кроме того, в кельтской церкви было два течения: те, кто считал церковь обязанной быть максимально простой и бедной, и те, кто выступал за максимальное богатство церкви, ибо только так возможно гарантировать ее власть.

Представители второго течения… О как же они хотели хорошо выглядеть! Ничуть не меньше, чем современные деятели шоу-бизнеса! В ирландской литературе даже существовал особый жанр «анекдотов» про церковников. И вот как нередко описывался настоятель монастыря: он был обладателем длинных ухоженных, уложенных в локоны волос; лицо его было «красивого цвета», то есть за кожей лица ухаживали! Руки были ухожены, но при этом настоятель был богато одет и вооружен! В одном рассказе говорится, что подвыпивший аббат заснул на обладающем со времен друидов дурной славой холме, а когда проснулся, то в ужасе не нашел ни своего меча (!), ни богатой одежды (!), ни, простите, некоторых частей тела, ибо превратился в женщину, прекрасную, ухоженную даму из самых высших слоев общества, которая потом… вышла замуж за настоятеля другого монастыря и родила ему несколько детей.

История, конечно, фантастическая. Тем не менее и она, и другие рукописные и устные предания ирландцев, серьезные и не очень, свидетельствуют: их знать (церковная и светская) тщательно следила и ухаживала за собой. Ирландцы часто мылись (в то время как европейцы делали это намного реже), знали множество рецептов лосьонов, тоников и кремов, активно пользовались скрабами. Знали технологию применения скрабов по распаренной коже, а в Европе до нее додумаются веке этак в ХIII… Причем использование скраба предварялось (как и в наши дни) подготовкой кожи (распариванием смягчающим отваром), далее следовало применение скраба, завершалась процедура нанесением заживляющей маски. Среди косметических препаратов преобладали средства для защиты от ветра, мороза, соли (климат обязывал), увлажняющие средства использовались только в теплый сезон, так как ирландцы прекрасно знали, что применять их на холоде нельзя. Почти все средства для рук имели в своем составе заживляющие, дезинфицирующие кожу компоненты. Большой популярностью пользовались специальные сборы, которые, подобно современным БАДам, следовало принимать вовнутрь. Аналоги БАДов в принципе – сильное звено кельтской медицины. В отличие от английской и континентальной, кельтская наука о здоровье с самых древних времен была направлена на укрепление организма, предотвращение болезни, а не только на ее лечение. Отсюда – постоянная пропаганда здорового образа жизни: упражнений с оружием на свежем воздухе, частых молитв, сокращение времени и количества пиров (как и употребления алкоголя) и… прием БАДов. Ирландские монахи были выдающимися медиками, прекрасно заживляли раны и, не имея в своем арсенале настоящих лекарств, при помощи трав могли лечить достаточно серьезные заболевания, а заодно поддерживать организм здорового человека в хорошей, «красивой» форме.

Особое внимание ирландцы уделяли волосам. Они производили тоники для укрепления волос, против облысения, маски. Скорее всего, кельты владели техникой горячей завивки волос. Мужчины носили длинные прически, чуть ниже плеч. Дамы отращивали волосы насколько могли длинные, заплетали их в косы, из кос нередко сворачивали пучки. Гребень для волос имел особое, мистическое значение, считался символом женственности, хотя без гребня ни один уважающий себя мужчина не выходил из дома – как же иначе прическу поправить? Возможно, почитание гребня кельты восприняли от пиктов, у которых, в отличие от индоевропейских народов, имущество и власть передавались исключительно по женской линии, а гребень был их символом.

Декоративной косметикой ирландцы не увлекались. Мужчины вообще ее не признавали, дамы использовали крайне скромно: немного чернили ресницы (золой), самую малость румянились (соком ягод). Пудра, тени для век, помада для губ – все это было им совершенно чуждо. Излишне румяный человек считался не только некрасивым, но и нездоровым, ибо его сразу же могли заподозрить либо в чрезмерном употреблении алкоголя, либо в наличии лихорадки. При этом слишком бледный и худой внешний вид также не жаловали: он был уделом страждущих бедняков, вызывал сожаление.

Отличительная черта древнеирландской косметологии (и медицины) – невероятно частое использование даров моря: самой морской воды, морской соли (в бережных нежных скрабах), водорослей, жира морских животных, а также, конечно, множества местных лекарственных растений. Основой этих знаний послужили разработки друидов, жрецов древней языческой кельтской религии. Ирландские монахи развивали наследство своих предков и значительно дополнили его тем, что было принято у древних римлян. С наследием античности они познакомились у довольно сильно романизированных бриттов, с которыми имели активные связи, когда еще только «учились» быть христианами (V–VI века). Довольно многое кельтские монахи прочитали в античных письменных источниках, ибо превосходно владели латынью. Во время своих путешествий по Европе ирландские монахи месяцами (иной раз годами) жили в других монастырях и с удовольствием работали в их архивах, нередко отмечая то, что безграмотные местные монашествующие были готовы просто-напросто выбросить. Своими знаниями кельтские монахи охотно делились. Основывая монастырь, они неизменно открывали лечебницу. Кельтские лечебницы пользовались у европейцев особенно большим спросом.

К сожалению, английская экспансия прервала развитие кельтской медицины. Но все-таки она не смогла ее уничтожить. Во многом этому способствовал обычай жизни кого-либо из монахов-отшельников. Такой монах жил себе где-нибудь в лесу или горах совершенно один и в качестве медика и косметолога обслуживал местное население. Закрыть монастыри было легко, а вот переловить отшельников, да при условии, что все окружающие стремились их спрятать… Прибавьте еще священников, прятавшихся среди простых ирландцев по всей стране, и тоже имевших кое-какие знания… (Примечание: нередко помощь священника была единственной медицинской помощью, доступной простым ирландцам.)

Несомненно, уровень как медицины, так и косметологии упал. Тем не менее последняя продолжала существовать даже в самые суровые годы. Увы, сегодняшняя «кельтомания» мало затронула эту часть ирландской культуры. Да, она не так красива, как народные танцы, не так берет за душу, как ирландская музыка, не так восхищает, как произведения древнего искусства, но она так могла бы быть полезна… Столько секретов таит она в себе, секретов, которые еще ждут своих исследователей…

 

Оставить комментарий

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных