Яркие краски страсти – эстетика Индии

Алена Анзель
2 августа 2020
9 260

Яркие краски страсти – эстетика ИндииС глубокой древности Индия считалась страной с совершенно своеобразной культурой – таинственной, удивительной, притягательной. Недаром сюда стремился Александр Македонский, искали путь Васко да Гама и совершенно не собиравшийся в Америку Колумб, а турецкие султаны млели от местных танцовщиц. В наши дни во всем мире существуют студии индийских танцев, магазины «этнических» нарядов и продуктов. Индуизм – одна из немногих национальных религий, в которую часто переходят европейцы и американцы, начиная полностью подражать индусам. Мы не беремся судить об этом феномене, но попытаемся рассказать, почему индийские женщины славятся своей чувственной, безумно сладострастной красотой и чем хороши их мужчины.

Благодатная природа полуострова Индостан помогла ему стать колыбелью одной из первых цивилизаций. Уже во втором тысячелетии до нашей эры в плодородных долинах многоводных рек Ганга и Инда существовали города с дворцами, храмами, двухэтажными домами и… одним из древнейших в мире бассейном для купания (11х7 м), расположенном в Мохенджо-Даро.

Со временем в Индии сложилась особая общественная система – касты. С самого рождения люди принадлежали к определенному слою общества: жрецы, воины, крестьяне и торговцы, слуги, «неприкасаемые», то есть не входившие ни в одну касту. Изменить свое социальное положение было практически невозможно. Оно определяло не только занятие, но и внешний вид каждого индуса. По одежде человека, его украшениям и макияжу легко было угадать его статус, семейное положение, из какого региона страны он происходит.

Господствовавший в Древней Индии эстетический идеал мы можем видеть и сейчас, и не только потому, что его донесли до нас тысячи и тысячи великолепно сохранившихся статуй и статуэток. Того, что считалось прекрасным несколько тысяч лет назад, многие продолжают придерживаться.

Мужчинам предписывалось быть стройными, с тонкой талией и развитой мускулатурой, выглядеть воинственными, но не грубыми. Женщины не должны были быть слишком высокими и полными, желательно было иметь тончайшую талию и достаточно стройные ноги. Нельзя было представить себе красавицу без очень пышной, тугой и высокой груди, широких упругих бедер, четко очерченной формы ног. Одним из самых чувственных мест женщины считался пупок, ему следовало быть ярко выраженным и заглубленным в соблазнительные складки. Кожу было желательно иметь максимально светлую (природный тон местного населения довольно смуглый), наличие волос на женском теле (в разумных пределах) чрезвычайно приветствовалось, если эти волосы не были слишком жесткими. Женщине полагалось обладать небольшим языком, длинной шеей, длинными пальцами на руках и ногах с округлыми ровными ногтями, выпуклыми округлыми пятками, нежной кожей на ладонях и ступнях.

При этом красивой считалась не просто здоровая и сытно питающаяся (показатель достатка), но обязательно изящная, ухоженная женщина, умеющая танцевать и соблазнять. Без нарядной одежды, многочисленных украшений и соответствующего макияжа индуска была ничто и не смела показаться на улице. Любопытный момент: в индуизме корова считается священным животным, символом плодородия. Не случайно самый роскошный индийский комплимент звучал так: «Красивая, как корова!»

Индусы предпочитали (и предпочитают) удлиненные лица (женщинам желательно иметь маленькое лицо) с правильными чертами, миндалевидными темными глазами, длинными черными ресницами и дугообразными, достаточно густыми бровями. Во все времена обитательницы Индии славились своими длинными (до талии – норма, а красавица обязана обладать шевелюрой до бедер и ниже) черными волосами. Они прямые и жесткие, зато позволяют сделать самые роскошные прически и великолепно сочетаются с украшениями: от крупных драгоценных камней до обычных живых цветов.

Общество требовало от индусов обоего пола регулярной тщательной заботы о своей внешности, соблюдения правил личной гигиены. В то время как многие народы (греки, римляне, средневековые европейцы) требовали от «приличных» женщин целомудрия и скромности и осуждали лишнюю чувственность как порок, индийская культура, наоборот, стимулировала женщин выглядеть возбуждающе, прежде всего для собственного мужа. Долгом жены было соблазнять супруга и услаждать его ласками, содействовать удовлетворению его самых высоких сексуальных требований. Хорошая жена обязана была стремиться к тому, чтобы у ее мужа был хороший секс (даже на стороне).

Не случайно именно в Индии родилась знаменитая «Камасутра», в которой среди других шестидесяти четырех искусств упоминается необходимость соблюдения гигиены тела и безупречного умения применять косметику. Если сравнивать с принятым сейчас в мире «европейским» макияжем, то можно сказать, что индусы обоего пола сильно перебарщивали с декоративной косметикой, во многом рисовали свои лица заново. Но у них это считалось привлекательным, соблазнительным, от них не требовалось естественности – лишь полного соответствия местным канонам красоты. Тем не менее индусы всегда уделяли максимальное внимание ухаживающим средствам. Они не закрашивали недостатки своей кожи, а старались таковых не иметь.

До сих пор в Индии весьма популярна местная косметика на основе растительного сырья. Она доступна, экологична, эффектна и эффективна, благо за тысячелетия сотни поколений довели рецепты до совершенства. Обитатели Индии часто моются, употребляя при этом безумное количество смягчающих кожу составов, пользуются скрабами (из косточек плодов), уходами на основе масел, не только оздоравливающими кожу, но и благотворно влияющими на весь организм, именно от них произошла столь популярная сейчас ароматерапия. В состав большинства уходов входит кокосовое масло, доступное каждому и обладающее как великолепными смягчающими свойствами, так и мощным бактерицидным эффектом. Последнее особенно важно во влажном жарком климате Индии, настоящем раю для размножения бактерий. Современные дерматологи выделяют из кокосового масла одно из его активных веществ, лауриновую кислоту, использующуюся для борьбы с грибковыми и бактериальными инфекциями. Еще одно широко распространенное, крайне дешевое и очень эффективное средство – настои и маски из базилика для профилактики морщин и борьбы с ними.

В древности декоративной косметикой пользовались индусы обоего пола. Под влиянием британских колонизаторов мужчины отступили от данной традиции. Теперь сильный пол Индии наносит макияж исключительно по праздникам, во время важных мероприятий (религиозных ритуалов, свадеб и т.п.). Индуски «доевропейского» периода предпочитали золотой цвет помады для губ, затем его несколько потеснил алый. Иногда яркий красный цвет губ подчеркивают, нанося на них небольшую черную черту. Лицо местные женщины осветляют при помощи пудры из мела или традиционной благоуханной пудры из шафрана (последняя значительно дороже). Щеки ярко румянят. В старину зубы покрывали коричневым лаком, что имело как эстетический, так и некоторый защитный эффект, ибо зубы в Индии берегли, и претендовать на привлекательность без обладания хорошими зубами было безнадежно.

В моде всегда был обильный макияж глаз: их подводили («стрелки» не были такими гигантскими, как в Древнем Египте, но тоже далеко отходили от области век), красили верхние и немного нижние веки, чернили ресницы. В дело шли сурьма, басма, уголь и копоть, последние желательно от ароматных пород деревьев. Любопытный момент: индийские мужчины в старинные времена красили глаза почти так же сильно, как и их дамы. Макияж глаз был последним, от которого они отказались: губные помады и румяна для сильного пола вышли из моды значительно раньше. В торжественных случаях некоторые индусы и в наше время дополняют национальный костюм подкрашиванием глаз.

Зато только женщины носили и носят в центре лба один из символов индийской культуры – тилак (небольшое пятнышко краски, иногда украшенное маленьким камушком). Наносят его киноварью, сандалом или шафраном при помощи крохотной кисточки. Форма и цвет тилака расскажут о его владелице почти всё: замужем ли она, девица или вдова, из какой касты происходит.

Еще одна знаменитая индийская женская косметическая традиция, хотя ее переняли и многие другие восточные народы, – мехенди (стойкие, держатся до трех недель, рисунки по телу, выполненные хной, реже – другими природными красителями). Самые простые «повседневные» мехенди – окрашивание концов пальцев рук и ног, сосков, пробора в оранжевые и красно-оранжевые тона. Нередко ступни, ладони, запястья, часть руки выше запястья (но не доходя несколько до локтя) женщин не просто окрашиваются, а покрываются узорами, иной раз настолько сложными и тонкими по исполнению, что их можно считать настоящими произведениями искусства. Почти всегда это стилизованные растительные орнаменты, органично вписанные в свою форму – тело человека. По особым случаям, самый особый из которых – свадьба, индийские женщины позволяют себе отправиться к настоящим художникам по телу (помимо профи, есть достаточно много умелых мастериц-любительниц, работающих на свою семью и подруг). И тогда… но это вы лучше увидите своими глазами.

И женщины, и мужчины Индии следят за ногтями, регулярно придают им красивую овальную форму. Ногти женщин значительно длиннее мужских (в древности аристократы позволяли себе догонять по данному параметру дам). Красить их принято исключительно в красные тона.

Уже упоминалось, что еще до нашей эры индийцы часто мылись. С одной стороны, это предохраняло от болезней, с другой – делало человека более сексуально привлекательным за счет чистоты и совершенно привлекательным за счет запаха чистоты, ибо запахи, ароматы играют в индийской эстетике особою роль. Здесь нельзя быть красивым и не благоухать композицией из тщательно подобранных ароматов, ибо сильный запах «без смысла» в Индии едва ли не осуждается общественным мнением. Изысканными ароматами обладают как уходы (они призваны расслабить человека и доставить ему удовольствие), так и декоративная косметика (ее цель – приободрить человека, придать ему сил и улучшить его настроение).

Благовонным дымом замужние дамы и храмовые танцовщицы регулярно окуривают свои прически: волосы активно впитывают и долго удерживают ароматы. Для ароматизации волос используют также благовонные масла. Помимо ароматов, они придают прическам блеск (это считается привлекательным) и активно питают волосы. Некоторые уходы содержат в себе растительные вещества, которые слегка тонируют волосы, придавая им рыжий отблеск. Но это не прижилось, и в тренде всегда черные волосы. При использовании масел «для волос» их обязательно втирают в кожу головы с помощью тщательно продуманных массажных техник. В Индии очень рано возникли и очень широко применяются самые разные виды массажа: лечебного (для укрепления кожи), расслабляющего и возбуждающего, последний – обязательная прелюдия к качественному сексу.

Но вернемся к ароматам. Для настоящих индусов всех упомянутых нами вариантов духов недостаточно, поэтому все помещения по мере возможности регулярно окуриваются благовонными смолами тропических деревьев и при помощи благовонных палочек, пропитанных ароматными маслами. Наибольшей популярностью всегда пользовался ладан (используемый и в христианских храмах), именуемый в индуизме «фимиамом богов». Второе место занимает мирра. За ней следуют значительно более дешевые (одно время ладан ценился на уровне золота) и менее престижные ароматизаторы: корица, гвоздика, кокосовый орех. Нередко речь идет не об одном, а о комплексе ароматов с четко определенной задачей: так или иначе повлиять на настроение и самочувствие людей. Другой, не менее важный эффект от благовоний: по местным верованиям, они надежно отгонят массу злых духов.

Кстати, обычай окуривать женские прически связан еще и с тем, что волосы считаются желанным жилищем для духов и второстепенных божеств. Благовония изгоняют злых и делают более уютной жизнь в прическе для добрых. Челок индийцы в старину не знали: оба пола убирали волосы со лба, чаще всего разделяя их прямым пробором (вот его и красят, а многие женщины украшают специальными бусами). Девушки носили височные косы, зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетали жгутом. Дамы предпочитали укладывать волосы в разные виды пучков: на затылке или низко на шее. Наиболее популярными были пучки «улитка» или в виде полушария, для устойчивости и объема внутрь их подкладывали набитую хлопком подушечку или свалянную шерсть. Некоторые виды причесок скрепляли еще и черными нитками. Замужние женщины носили змеевидные пучки.

Отличительным знаком храмовых танцовщиц (баядерок) служили прически с частично распущенными волосами из тугих спиральных локонов, ниспадавших на спину, дополненные кокетливыми завитками на щеках. Средства для укладки из масел и яичных белков помогали им удерживать форму. Колонизаторы-англичане с легкостью записали всех баядерок в разряд ритуальных храмовых девиц легкого поведения. На самом деле существовало несколько разных видов посвященных богам женщин, обитавших при храмах. Часть их исполняла чувственные ритуальные танцы, часть вступала в ритуальные половые контакты. Но далеко не все. Учтем также индийские реалии: сексуальная привлекательность ценилась, была частью местной культуры. А сами «контакты» никогда не были чем-либо постыдным и регулировались совершенно отличными от европейских нормами.

Мистическое отношение к женским волосам породило традицию создавать в особых случаях прически, напоминающие своей формой храмы: достаточно сложные сооружения, порой опиравшиеся на каркасы или подушечки-вставки. На черном фоне волос блистали многочисленные украшения: косы и пряди перевивали нитями жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней, цветочными гирляндами. Гребни, обручи, заколки индийские женщины любили всегда яркие, крупные, с большими камнями.

В глубокой древности мужчины носили длинные волосы, но главной их гордостью всегда были максимально длинные, тщательно ухоженные, расчесанные, завитые и пропитанные ароматами бороды. У желающих быть на высоте еще и выкрашенные в яркие цвета: зеленый, светло-синий, белый, пурпурный. Состоятельные люди упаковывали свои бороды на ночь в специальный жесткий набородник – укладку берегли. Мужчины Древней Индии заплетали волосы и сворачивали их на голове в прическу, которую было легко закрыть головным убором. С введением системы каст прически стали намного строже регламентироваться. Теперь они напрямую свидетельствовали о положении человека в обществе. Воины (кшатрии) головы выбривали, оставляя в центре небольшой чуб. Для брахмана (представителя высшей касты – жрецов) обрить голову означало «социальную смерть». Подобным обрядом провинившимся брахманам заменяли смертную казнь. Дервиши (бродячие проповедники) не только не стригли волос, но и старались их не расчесывать. Под британским влиянием многие индийские мужчины привыкли бриться. В наши дни лишь самые консервативные и почтенные индийцы (чаще немолодые) носят окладистые традиционные бороды и уж точно никогда их не окрашивают!

Помимо индуистов, в Индии проживают буддисты и мусульмане, а также представители еще одной местной религии – прославившиеся своей воинственностью сикхи. Их мужчины (сикхи практически не поддаются европеизации) никогда не стригут бороды и волосы, последние укладывают в продолговатые пучки из кос или жгутов. Бороды заплетают, чтобы не допустить спутывания волос, или аккуратно укладывают в специальные сетки, а распускают во всей красе исключительно по важным поводам.

Зато ювелирные украшения индийцы обоего пола, начиная едва ли не с первых месяцев жизни, носят без повода и по поводу – сколько поместится на теле и выдержит бюджет. С древности и до сих пор в городе и деревне дети, подростки, женщины и мужчины украшают себя браслетами (в том числе ножными), серьгами, кольцами, ожерельями, металлическими поясами, украшениями для причесок и головных уборов. Полный праздничный набор женских ювелирных изделий насчитывает 12 наименований, включая серьгу (размером от «гвоздика» до закрывающего большую часть щеки кольца с подвесками) для ношения в левой ноздре (это считается ужасно чувственным, поэтому серьгу запрещено носить вдовам), «каплю» для закрепления между бровями, браслеты для рук выше локтя, панджу (начинающееся кольцами для пальцев и заканчивающееся браслетом драгоценное покрытие для кисти руки).

Издавна Индия славится своими ювелирами, владеющими особыми тонкими техниками. Под их искусными руками все металлы, от железа (его предписывалось носить париям, нижайшему слою общества) до золота, превращаются в нечто волшебное, сверкающее и звенящее тончайшими голосками маленьких колокольчиков, которые индийцы очень любят делать частью своих украшений.

Под стать украшениям ткани. Как и ювелирное дело, ткачество считается одним из главных искусств Индии. Яркие и пестрые, но не безвкусные, плотные, ложащиеся тяжелыми складками, и легкие, почти прозрачные (нередко с золотой или серебряной узорной каймой) – с древности индийские ткани шли на экспорт и удовлетворяли огромный внутренний спрос, ибо на традиционные костюмы обитателей Индостана ткани уходит очень много, ведь большинство фасонов одежды украшено многочисленными, искусно уложенными складками, отлично подправляющими недостатки фигуры. На знаменитые сари необходимо 6–9 м материи шириной 1,2 м. Ведь сари не просто укрывает почти всё тело женщины, но и может служить головным убором: его край накидывают на голову. Если женщина стесняется, остается еще кусочек – кокетливо прикрыть нижнюю часть лица.

Вместе с сари носят чоли, укороченную кофточку, оставляющую открытым чувственный пупок и придающую (благодаря особому крою и использованию плотной ткани) красивую форму груди. Существует несколько видов женской одежды «типа сари»: полусари для девочек-подростков, армейский форменный вариант, представляющий собой рубашку с короткими рукавами и драпировкой на талии. В Кашмире и Бенгалии у сари издавна есть успешные конкуренты – комплекты из длинных рубах с разрезами по бокам и шаровар. На западе страны в моде широкие юбки безумно яркой расцветки.

В настоящее время национальный женский наряд ежедневно использует значительная часть населения. В праздники же практически все, даже самые эмансипированные обитательницы Дели и Бомбея, меняют свои джинсы и футболки на сари. Мужчины намного реже носят дхоти (драпированные набедренные повязки, для них требуется прямоугольник ткани длиной 5 м), длинные рубахи с разрезами по бокам, украшенные яркой контрастной каймой по всем краям, узкие штаны длиннее ноги (чтобы собрать их на голени элегантной «гармошкой») и шервани (удлиненный сюртук). Впрочем, на улицах индийских городов индусы в национальных одеждах не редкость. Кроме праздников, национальный наряд многие охотно носят дома – это самая удобная одежда для местного климата.

В Индии в принципе всё – косметика, прически, наряды, национальная кухня – отлично приспособлено под местный климат. И очень самобытно, настолько, что ничего похожего на них в мире нет. И это прекрасно!

Оставить комментарий

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных