Китай – древний, консервативный, необычный

Алена Анзель
2 августа 2020
3 099

Китай – древний, консервативный, необычный Китайская культура должна считаться самой древней в мире. Первые признаки цивилизации на данной территории зафиксированы 5 тысяч лет назад, письменные источники имеются для последних 3,5 тыс. лет! Мы можем прочесть аналогичные по возрасту древнеегипетские тексты, более «новые» античные, но цивилизаций Древнего Египта, Междуречья, Греции и Рима больше нет. Нет на свете построивших их народов, или они пережили полную трансформацию (последнее касается греков). Нет даже их наследников, современная европейская цивилизация все-таки ведет свое начало от воинственных варваров, разгромивших Римскую империю: франков, вест- и остготов, кельтов и славян.

На протяжении всех этих тысячелетий, несмотря на завоевание Китая монголами и вторжение маньчжуров, китайская цивилизация в основе своей не менялась. Если мы посмотрим на более чем 8 тысяч скульптур воинов в полный человеческий рост (знаменитая Терракотовая армия), закопанных рядом с гробницей императора Ши Хуанди в 210–209 гг. до н.э., мы узнаем в них китайцев, китайскую одежду, уникальный китайский эстетический идеал.

Китай часто был популярен в «остальном» мире. Открыв рты, читали европейцы рассказ Марко Поло. Георг Четвертый Английский ввел моду на постройки в китайском стиле, заставленные китайскими же «безделушками». Китайская медицина и духовные упражнения покорили умы и сердца многих наших современников. Сама же Поднебесная империя с трудом принимала чужестранные новшества. Она и вместе с ней китайская косметология и идеал красоты просто были уничтожены в начале ХХ века тяжелой рукой местных революционеров разного толка.

С точки зрения визуальной антропологии китайцы принадлежат к восточноазиатской монголоидной группе. Они невысокого роста, имеют плоские лица с высоким лбом, местные поэты сравнивают его со «светлой луной в середине осени». Смелые слова, ибо кожа у китайцев достаточно смуглая, и чем дальше к Югу страны, тем смуглее. Глаза у китайцев суженные, волосы черные, прямые, блестящие, толще «европейских», практически никогда не вьются. Данный генетический тип сформировался в самом начале истории страны и никогда не менялся.

В глубокой древности в моде были полные люди, особенно женщины: с выпирающим животом и круглыми лицами с пухлыми щеками. При этом всегда в китайцах обоего пола более всего ценились движения грациозные и одновременно сдержанные, изысканная ухоженная внешность, утонченные манеры. Никогда нельзя представить себе «красивого» китайца или китаянку без претензий на высокий интеллект и духовность, утонченность чувств и точнейшее исполнение сложнейшего этикета.

Чуть позднее (Х век и далее) в моду вошли относительно стройные люди. Пожилые мужчины еще могли позволить себе «брюшко», но от молодых требовали максимально высокого роста, развитой физическими упражнениями (военной подготовкой, без которой немыслима аристократия ни одной страны мира) мускулатуры, гибкости и ловкости движений. Модная женская фигура изменилась больше: отныне и навсегда на пике популярности оказались максимально стройные, изящные китаянки с тончайшей (ивовой) талией, маленькими руками (с тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками) и ступнями, максимально маленькой грудью. Чтобы достичь последнего, начиная с 10 лет девочкам стягивали грудь специальными лифами, жилетами или просто плотными полосками холста. В результате грудь в значительной мере прекращала свой рост, хотя сами работоспособные молочные железы сохранялись.

Женщинам предписывалось иметь максимально бледную нежную кожу, высокий лоб, маленькие уши, тонкие черные брови, маленький округлый ротик с очень яркими губами и максимально длинные волосы.

Визитной карточкой традиционных китаянок стали знаменитые «лотосовые ножки». Согласно легенде, обычай этот родился во времена императора Ли Юя (937–978 гг.), утонченного художника и поэта, одного из самых известных в Китае авторов любовной лирики. Ли Юю доставляло бесконечное наслаждение любоваться тем, как его многочисленные наложницы танцуют на небольшом золотом лотосе. Чтобы удержаться на столь изысканной сцене, женщины догадались обмотать себе стопы белым шелком и танцевать на носочках, загибая пальцы вовнутрь. Император пришел в восторг от изысканности двигавшихся подобным образом танцовщиц, и они решили перенести свою инновацию со сцены в реальную дворцовую жизнь. Знать (как это бывало везде и всегда) кинулась копировать Сына Неба. И вскоре обычай бинтования ног распространился среди всех мало-мальски претендовавших на «приличное место» в обществе китайцев.

Процесс формирования «лотосовых ножек» начинался в 4–5 лет. Девочкам ломали все пальцы ног, кроме больших, а также ближние к ним кости. Распаривали стопы в горячей воде со специальным размягчающим составом, смазывали квасцами. После загибали сломанные пальцы под стопу, прибинтовывали подъем к пятке, добиваясь смещения костей, чтобы выгнуть стопу, как лук. Проделав это, стопы крепко заматывали. Сверху надевали тесные ботиночки. Регулярно раз в несколько месяцев на протяжении 3–4 лет стопы перебинтовывали, стягивая всё туже. В результате длина стоп была чуть больше нашей пачки сигарет, а сами стопы приобретали форму неправильного треугольника. Ходить приходилось на пятке, которая утолщалась и порой начинала напоминать копыто. Некоторые женщины с ногами-лотосами становились обладательницами считавшейся особо изящной семенящей походки, но многие ходили с трудом, а некоторые в принципе лишались физической возможности ходить. Для аристократок это не было страшным – служанки носили их на руках.

Обувь и специальные гетры для ног-лотосов являлись одними из главных украшений женщины. Их максимально ярко декорировали различными цветочными узорами, расшивали драгоценными камнями. Ноги-лотосы считались одним из самых действенных возбудителей сексуального влечения. А их «раздевание» было верхом сексуальных фантазий китайских мужчин. Такие ноги часто ароматизировали, но демонстрировали редко, как из скромности, так и по причине того, что они не всегда на самом деле выглядели эстетично: ступня покрывалась мозолями, частично «мумифицируясь», подогнутые пальцы нередко отмирали и отваливались. Не случайно на большинстве картин эротического содержания даже почти полностью раздетые женщины обуты.

Позволим себе небольшое пояснение: секс и сексуальные наслаждения никогда не были в Китае под запретом. Женщине предписывалось быть молчаливой, покорной и скромной, но при этом максимально сексуально привлекательной. Китаец мог иметь несколько жен, наложниц. «Дома ив и цветов» (бордели) существовали совершенно открыто и считались (да и были) очагами изысканной интеллектуальной культуры. Например, известные куртизанки должны были уметь сочинять (и хорошо!) стихи, танцевать и петь. Практически они были еще и актрисами. Их приглашали на пиры знати развлекать гостей концертными выступлениями. Эротическая живопись была широко распространена, и без нее никак не мог обойтись ни один образованный китаец.

Бинтование ног было официально запрещено в 1912 году, однако продолжало бытовать и позже. Например, в начале 50-х один советский военный спас из революционного Китая женщину младше 30 лет, обладавшую сделанными по всем правилам ступнями-лотосами.

Густые длинные блестящие волосы были важным достоинством китайцев обоих полов. Дамы гордились волосами до талии и ниже. Собирали их наверх и тщательно укладывали в сложнейшие прически, украшенные гребнями, заколками, длинными шпильками с декоративным навершием, подвесками из драгоценных металлов, жемчуга и дорогих камней (предпочтение отдавалось нефриту, считавшемуся в Китае священным). Такая прическа «жила» достаточно долго, и чтобы не испортить ее, многие дамы использовали вместо подушек деревянные подставки для шеи и затылка, в результате большая часть их головы во время сна находилась на весу. Чтобы увеличить лоб и удлинить зрительно лицо, женщины порой сбривали часть волос на лбу.

Волосы мужчин были короче (не длиннее середины спины). Во все века была популярна прическа в виде узла из волос, заколотого длинной шпилькой. В период маньчжурского завоевания этнических китайцев заставляли брить переднюю часть головы, а оставшиеся на затылке волосы заплетать в косу. Многие восстания против иноземцев начинались с показательного срезания кос. Тем не менее эта прическа прижилась и довольно долго была «в тренде». Любопытный момент: китайские уличные воры нередко вплетали в свои косы… рыболовные крючки. Так что схватить их (в самом прямом смысле слова) за косу было далеко не безопасно.

Строгий китайский этикет предписывал во всех официальных случаях мужчинам носить (не снимая!) головной убор: судье полагалась черная шапочка с пролаченными крыльями из полупрозрачного материала, военному – шлем с перьями или конским хвостом на макушке, простолюдину – войлочный колпак. По головному убору без труда можно было определить социальное положение человека.

Только в Японии на лицо человека наносилось столько же косметики, сколько в Китае. Даже Россия до Петра Первого и Европа XVII–XVIII веков, когда наши предки рисовали свои лица заново, не могут их «догнать» по количеству наносимого на лицо грима. Но! Если русские красавицы и европейские дамы и кавалеры в указанные периоды откровенно пренебрегали лечебной косметикой и не заботились о состоянии своей кожи, то китаянки тщательно ухаживали за собой. Имели хорошо разработанные программы уходов за телом, руками и лицом, включавшие в себя средства для умывания и смягчения. Их кожа отличалась редчайшей нежностью.

Самыми популярными были ухаживающие кремы «под макияж» на основе животных жиров с добавлением чайного и розового масел и настоев из обладающих антибактериальными свойствами растений. Для лица и тела были придуманы разнообразные виды массажей, один из которых применялся сразу же после снятия макияжа и состоял в специальных растирающих движениях шелковым лоскутком, это расслабляло кожу, усиливало в ней кровоток и отчасти стимулировало регенерацию клеток. Упомянутый лоскуток всегда очень сильно ароматизировали маслами. С одной стороны, масла смягчали кожу и «работали» в массаже, с другой – таким образом придавался аромат коже лица.

Как уже было сказано, естественные лица китаянок скрывал толстый слой грима. Для современного человека они выглядели не просто экзотично, а излишне ярко и вульгарно. Но в Китае были собственные понятия о красоте.

Свои лица китайские женщины густо покрывали пудрой из рисового крахмала (он лучше муки держится на коже), чернили копотью или тушью ресницы и брови, последним придавали изогнутую форму. Щеки и губы китаянки красили оттенком «спелой вишни». Губам придавали характерную форму кружочка. Зубы покрывали золотистой блестящей смесью.

Подобный макияж не просто «украшал» лицо, но и скрывал его мимику: ведь согласно китайскому этикету лицо человека, прежде всего женщины, должно было оставаться бесстрастным и недвижимым. Даже в наши дни многие китаянки, когда смеются, прикрывают рот рукой (из скромности), ибо улыбка издавна считалась признаком дурного воспитания.

Краситься девочек учили с малолетства. Детям на щеки наносили красные кружки в виде яблока, чтобы они… выглядели здоровыми. «Взрослый» макияж китаянка начинала носить лишь став невестой, а самый сложный декор лица был у замужних женщин и наложниц, ведь их обязанностью было нравиться своему «господину».

Мужчины тоже не пренебрегали ухаживающей косметикой, а из декоративной использовали черную тушь, чтобы сделать красивую дугообразную форму бровей. Особую форму окрашивания бровей практиковали военные, чтобы устрашать ими противника. Нередко перед боем они расписывали тушью всё лицо, придавая ему вид маски, изображающей жестокого духа. Пользовались популярностью наклеенные или нарисованные усы.

Признаком красоты (аристократичности, ибо образцом привлекательного внешнего вида мог позволить себе быть только аристократ) как у дам, так и у мужчин считались ногти. Не случайно Древний Китай признан родиной лака для ногтей. Он изготавливался на основе желатина, воска и яичного белка. В эксклюзивный императорский лак, рецепт которого держался в строгой тайне, помимо этих ингредиентов, добавляли сок плодовых деревьев.

Сохранились описания ритуального маникюра императора, сопровождавшегося песнями и танцами наложниц. Ногти Сына Неба обрабатывала особая привилегированная наложница, наносившая лак при помощи палочек из священного нефрита. Никому в Китае не разрешалось под страхом жестокого наказания отращивать ногти длиннее императорских!

«Простые» аристократы обоих полов тоже имели специальных рабынь – мастеров маникюра. Уход за руками начинался с распаривания ногтей в молоке, потом их укутывали в плотные шелковые футлярчики (похоже на спа?), это укрепляло ногтевые пластины и помогало бороться с их расслаиванием. После ногтям придавалась ровная форма с заостренными концами, кутикула отодвигалась. Специальными палочками наносили лак, обычно красный. Хотя одно время китаянки и китайцы (представители сильного пола тоже красили ногти) предпочитали золотой или серебряный оттенок, а также черный. Самые модные дамы и господа порой осмеливались носить на ногтях рисунки.

Длинные ухоженные ногти почитались признаком мудрости и близости к Небу. По этой причине простолюдинам отращивать и красить ногти строго запрещалось. В более близкие к нам века для предотвращения поломки ногтей на них стали одевать пышно декорированные специальные футляры из золота или серебра.

С древнейших времен основа китайского национального костюма (мужского и женского) – длинные штаны и свободная распашная кофта или халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Кофта и халат имеют (ибо описываемый нами костюм еще довольно часто встречается, его носят в торжественных случаях и в деревнях) мешкообразные рукава, суженные внизу и украшенные манжетами. Эта одежда, простая по описанию, на самом деле может быть совершенно разной, в зависимости от декора. Вот уж в чем китайцы преуспели! Птицы и цветы, символические изображения дождя, чем только не расцвечивали китайцы свои наряды! Императоры, современным языком говоря, застолбили свое эксклюзивное право на драконов, их парадную одежду так и называли – «драконий халат». Желтого или абрикосового цвета, он был украшен вышивкой в виде десяти желтых драконов, пяти облаков и еще 12 символами, включая солнце, звезды и луну.

В костюме китайского аристократа преобладал шелк (чего еще ждать от родины данной ткани?) совершенного разного вида: от плотной толстой теплой ткани (ее часто складывали вдвое, помещая между слоями шерсть, и простегивали – для зимней одежды) до тончайших полупрозрачных вуалей, накинутых на плечи и развивающихся шлейфами за придворными красавицами.

Приход к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном привел к «культурной революции», когда всё связанное с древним китайским эстетическим идеалом (и еще много что) оказалось под запретом. Очнувшись от этого жесточайшего времени, начав свой экономический взлет, китайцы утратили многие древние традиции и уже не нуждались в них.

Современные китайские красавицы чаще всего стараются подражать европейским и американским женщинам: делают привычный нам макияж, разделяя его на дневной и вечерний, предпочитают каблуки или вкладки в туфли (для увеличения роста). В последнее время востребовано специальное белье для увеличения груди и… ягодиц. Самые продвинутые модницы вставляют в глаза голубые или светло-зеленые линзы. Многие отбеливают кожу кремами и масками.

Весьма интересный момент: не только китайские женщины, но и мужчины регулярно пользуются ухаживающей косметикой (очень популярны маски) и красят волосы. Если вы увидите седого китайца, значит, он или запустил себя, или подражает не скрывающим седины европейским мужчинам.

Всё это противоречит древнему идеалу, который еще каких-то 100 лет назад никто не смел подвергнуть сомнению. Он ушел в прошлое вместе с изоляцией страны и императорским правлением. Но продолжает восхищать, привлекать, удивлять, очаровывать…

Оставить комментарий

Нажимая кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных