Салон Бабы Яги, или Нечистая сила на службе «прекрасному»
Выражения «магия красоты» и «чудесное средство» давно уже стали банальностью. Они основательно поднадоели и «потребителям», и даже изготовителям рекламы. Чаще всего мы не задумываемся об их первоначальном смысле: о том, что еще при жизни наших прабабушек самым действенным косметическим средством считалось именно «волшебное». Иначе говоря, сегодня мы хотим познакомить наших любимых читателей с ролью магии и колдовства в традиционной русской косметологии.
Для начала (поскольку не так давно мы рассказывали о колдовстве в западноевропейской индустрии красоты) давайте определим несколько отличий наших отечественных специалистов от западных. На первом месте, как почти всегда, – научный уровень и вопросы финансирования. Западноевропейский колдун изучал свое искусство по многочисленным книгам, мог посещать специализированные семинары по повышению квалификации, нередко познание непознанного он сочетал с серьезными научными изысканиями во вполне реальных, полезных областях: медицине, фармацевтике, химии, на худой конец – в астрономии и физике. Исследовательские проекты (особенно когда их результатом должно было стать омоложение и улучшение внешности клиента) ученых-колдунов требовали огромных вложений и были по карману исключительно VIP-клиентуре.
Русская же ведунья («бабуля», знахарка) книг не читала, записей не вела, могла и просто грамоты не знать. Училась по случаю у старшей коллеги и сама под старость обучала пару дочек-внучек на смену: не могла же она родную деревню без ведьмы оставить?! Работали знахарки часто в паре с мужьями, игравшими при супругах роль ассистентов или администраторов: когда и куда прийти на «прием» и прочее. Были и «патриархальные» пары, когда муж «трудился» знахарем, а супруга помогала ему. Но поскольку к таким людям постоянно обращались особы слабого пола в поисках именно косметологических услуг (неуместно им было идти за «энтим» к «мужикам»), а лечиться мужчины могли и у женщин, то отечественная знахарка – все-таки традиционно дама.
Ее основной силой было знание народной медицины о свойствах трав, минералов и любых других подручных веществ: от торфа с соседнего болота до шерсти рыжего пса, задравшего кошку (важный момент!). К слову, большинство ведуний отлично знало ресурсы «своей» территории: месторождения лечебных глин (не случайно одним из самых «знахарских» мест не так давно считалась подмосковная Гжель благодаря косметическим свойствам своих белых и красных глин, за которыми приезжали знахарки со всех окрестных деревень), торфа (он применялся весьма широко), «чудодейственные» ключи (на поверку многие из них оказались банальными источниками минеральной воды), места произрастания лечебных трав. Список последних мы не будем приводить: все их вы сейчас найдете на полке в любой аптеке.
Шли в ход и те вещества, которые мы по понятным причинам использовать в своих салонах не решимся: от сосудистых звездочек – обертывание из свежего навоза (желательно – от чисто белой козы); от седины – маска для волос из шерсти черного пса + испорченная перебродившая квасная гуща + соструганная со старого гвоздя ржавчина; для отбеливания лица – петрушка + белая глина + состриженные усы белого кота, который хорошо ловит мышей.
Удивительно, когда читаешь такие рецепты, создается впечатление: кто-то нарочно смешал в них разумное (глину и петрушку, прочие травы и т.п.) с какими-либо «нереальными», способными помочь разве что по волшебству ингредиентами вроде шерсти и усов животных (определенного цвета и характера!), воска от сгоревших в святки свечей, пепла от материи того или иного качества, да еще и с мелко растертыми деревянными деталями от колеса телеги, на которой ехали жених с невестой на венчание! И ведь подавляющее большинство «препаратов» действительно помогало. Как считают современные врачи, за счет своей «разумной» части.
При этом знахарки предлагали своим «клиентам» полный спектр услуг по оздоровлению организма: лечению (если таковое было необходимо, ибо иных врачей в округе могло не быть, а могли их и просто игнорировать, считая «бабушку» более знающим спецом), омоложению и улучшению внешнего вида. Методики и набор препаратов у ведуний, – давайте будем справедливы, – мало чем отличались от современных. Выбор масок (для лица, рук, волос), обертываний, тоников и молочка (для лица и тела), витаминных напитков для приема внутрь, кремов и прочего насчитывал сотни рецептов. И практически всегда «препараты» не только подбирались, но и изначально изготавливались под данного конкретного человека, строго индивидуально. Забавно: «домашние линии» частично знахарки «выпускали» сами, но часто выдавали своим клиенткам только рецепты: смешай то-то и то-то в такой-то пропорции. И всё.
Важная особенность: знахарки наблюдали и «пользовали» местное население практически поголовно с рождения до последних дней, почти все «процедуры» они проводили «курсами».
Какого мастерства достигали знахарки, посмотрите на примере скрабов: самые нежнейшие изготавливались из вываренных в меду косточек смородины; на остальные шли (перечисляем по мере «усиления») косточки рябины, малины, яблок, вишни, черемухи. На самые грубые – разные сорта глины и мелкий речной песок (это уже для «педикюра»).
Чаще всего пилинг сочетался с маской или обертыванием, изготовленными из того же материала. Например: пилинг размолотыми яблочными косточками + одновременно маска из мякоти яблок; пилинг вишневой наливкой с размолотыми вишневыми же косточками + после обертывание со сметаной, листьями вишни и огуречным соком. В «земляные» скрабы нередко добавлялись для смягчения кожи молочные продукты. А после них промывали ноги дезинфицирующими успокаивающими лосьонами из настоев трав.
Практически каждая процедура сопровождалась ароматерапией при помощи масел, сухих духов (их просто развешивали или ими окуривали клиента) или веничков (особенно в бане) из распаренных веточек душистых трав и плодовых растений. Кстати, нередко после окончания процедуры плоды из таких букетов клиенту полагалось скушать: кто бы сомневался в пользе сухофруктов?
Именно использование исключительно скромного подручного сырья позволило знахаркам сделать свои услуги доступными буквально всем клиентам, до последнего крестьянина. Не отказывали, разумеется, и «барам». Хотя высшая аристократия обычно знаниями знахарок брезговала и предпочитала обращаться к приезжим из Европы или обученным парикмахерам и лекарям. Увы, достаточно вспомнить широкое использование последними ядовитых свинца и цинка в белилах, чтобы понять: высокая оплата и эффектный имидж еще не гарантия хорошего обслуживания. В то же самое время деревенские ведуньи уже знали о вредных свойствах аналогичных веществ и тщательно их избегали.
Что касается оплаты, то здесь всё было еще более демократично: гонорар не назначался (иначе сила ведуньи пропадет), «чек» формировался по принципу «кто что даст». В общем, борзыми щенками «специалист», скорее всего, не брала, а вот курами да сметанкой – с большим удовольствием.
Получается прямо портрет идеального мастера: обслуживает качественно, недорого (ну, в смысле – каждому клиенту «по деньгам») и всегда доступен. В чем же тогда «чертовщина»? А в том, что клиентов знахарки убеждали: всю силу их препараты получают исключительно от волшебства. Белого, безвредного и совершенно не антибожественного. Поэтому во время процедур кропили святой водой, шептали молитвы, благословляли посетителей иконами и зажженными свечами, велели носить ладанки и ходить в храм. Велели задобрить домового, а еще духов-хранителей бани, сеновала и прочих важных хозяйственных мест, обычно оставив им угощение и вежливо пригласив позаботиться о здоровье и внешности хозяев. Например, не только не спутывать волосы девушек, но и оказывать на них, говоря нашим языком, «кондиционирующий эффект».
Вероятно, многие ведуньи понимали: препарат действует сам по себе, но для психологического комфорта клиента (напомним: для большинства наших прабабушек и прадедушек домовые и «банники» были АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, так же привычны, как для нас Интернет), для веры пациента в положительный результат (что актуально и в наши дни) им было просто необходимо добавить к препаратам «чуда».
Отсюда «необычные» места проведения процедур: бани (считавшиеся слегка «чертовым местом»), удаленные от села дома знахарок (им полагалось обитать на отшибе), имевшие нехорошую славу поляны и кочки посреди болот. Особые даты – вне церковных праздников (включая воскресенья и «постные» пятницу и среду).
Самым главным «волшебством» знахарок были «приворотные» и «отворотные» зелья и обряды, или, если угодно, препараты и услуги. Здесь уже речь шла не о косметологическом эффекте, а о направленном воздействии на того или иного «желанного» или сразу на несколько (если хочется поразить всех). Или, напротив, об «удалении» нежеланной соперницы с поля боя. Вот что удивительно: настоящие древние «привороты» почти всегда на деле включают в себя повышающие сопротивляемость организма и успокаивающие нервы средства (в виде напитков и ароматерапии), то есть обладают лечебным или хотя бы релаксирующим эффектом.
Что думали об этом священники? Да ничего. Формально православная церковь обязана была осуждать даже «белых» ведуний. На деле же нередко «матушка» и знахарка на пару пользовали хворых, обучали окружающих правилам ухода за собой, «новинкам» косметологии и профилактики. Но так, чтобы их «сотрудничество» не бросалось в глаза. По правилам, священники не должны были исповедовать и причащать знахарок. Исполнялось это редко: ведуньи были слишком полезны всем, бороться с ними означало нанести удар по своим же прихожанам.
Иное дело – ведьмы. Считавшиеся, кстати, идеалом особой красоты – «злой», но очень могущественной. Попутно заметим: знахарки обольстительной внешностью не отличались, выглядели обычно скромно, старше своих лет, за что их и хвалили: дескать, лечат мужчин и, пока лечат, не соблазнят. Тоже важно для блага «мира», в смысле – села и окрестностей. Ведьма же была великолепна: высокого роста, стройна, даже худа и гибка (напомним: «нормальная», «добрая» красавица в отечественной культуре обязательно пышет и здоровьем, и полнотой!), у нее либо совершенно черные, либо темно-зеленые глаза, нежная молочно-белая или смуглая кожа без следа румянца; яркие губы, густые волосы черного цвета. Время для нее как бы остановилось: ее волосы не седеют, у нее полностью свои зубы до старости (невероятная вещь при почти полном отсутствии на селе зубных врачей до последних десятилетий 19-го столетия!), фигура сохраняет девические пропорции: тонкую талию, высокую грудь. Еще одна важнейшая вещь: у знахарки есть муж и дети, именно своим дочерям передает она опыт и искусство врачевания. Вокруг ведьмы – многочисленные поклонники, от мужчин (они по ней «сохнут» – худеют, как от болезни или голода, само по себе ничего хорошего) до того неназываемого ужасного создания, Рогатого Хвостатого, который дал ей ее силу. Однако она одинока. У нее нет и не может быть потомства, хотя она не способна умереть до тех пор, пока не передаст другому свою проклятую силу. Этот другой – обычно племянница или иная младшая родственница, а то и просто знакомая. Важный момент: на Руси знахарка была в каждой деревне, а ведьмы – большая редкость. Одна на полгубернии – и то хорошо.
Зачем же шли к столь мрачному созданию? За здоровьем и красотой в первую очередь. За приворотным зельем, если любовь была сильна и «зла». Если не помогала знахарка. Хотя у ведьмы «пациентов» ожидали практически те же настои, мази и притирания, основанные на опыте народной медицины. Только… более волшебные. От услуг ведьмы ожидали сильного, почти всегда мгновенного эффекта: будь то кардинальное омоложение (минус пару десятков лет), выздоровление от любой хвори или «приворот», призванный сделать клиентку «самой обаятельной и привлекательной» для одного конкретного лица.
Вероятно, именно поэтому параллельно с «разумными» ингредиентами ведьмы включали в свои «препараты» то, что пугало знахарок: черных ворон с кладбища, лягушек, кусочки гробов и прочие «готичные» вещи. Тем не менее их основной «силой» были не действующие вещества, а заговоры, своеобразные молитвы-просьбы, обращенные к Князю Тьмы, сопровождавшие все манипуляции. «Пользоваться» у ведьм рисковали не все (так можно и душу было «погубить»), стоили их услуги дороже, причем ведьмы сами назначали оплату. Кто были эти женщины? Возможно, часть из них мы бы назвали сейчас экстрасенсами. Иначе как объяснить то, что многих они действительно поражали своими способностями и кому-то даже помогали?
Что касается черных кошек и метел, то первых ведьмы обязательно держали в своих «кабинетах», демонстрировали «клиентам», а заодно широко использовали при приготовлении препаратов: когти черной кошки шли на омолаживающее зелье, шерсть помогала выводить бородавки (вкупе с реально действующим чистотелом), отпавший самостоятельно ус способствовал ращению волос.
Метла же в русской традиции – вещь совершенно особая, ведь она родственница лечебного банного веника! Подлинные «ведьминские» метлы именно вениками и были, их составляли из ветвей лекарственных растений, включая травы и ветки с засушенными плодами, и использовали «по прямому назначению»: ими парили «клиентов» в бане, делали массаж; могли зажечь «для аромату». Десятки самых разнообразных веников и веничков – важнейшая часть декора «приемной» любой знахарки и каждой ведьмы. Их ставили в углах, подвешивали к потолку (логично: так проще всего сушить лекарственные растения), ими «обметали» «клиента» во время многих «процедур». «Волшебными» вениками (включавшими чеснок, листья черной смородины и дуба, известные своими дезинфицирующими и противовоспалительными свойствами) мели избы перед свадьбой, до и после родов, после выноса покойного, да и просто «для профилактики» сглаза. Ни одна «знающая» бабушка не смела явиться к клиентке на дом без пары-тройки подходящих к случаю веников.
С середины 19-го столетия «бабушки-волшебницы» вынуждены были уже даже на селе конкурировать с профессиональными цирюльниками и изготовленной на фабриках и в аптеках косметикой. Спрос на их услуги уменьшался, хотя до 1917 года клиентов им хватало. Салон красоты от Бабы Ёжки удалось закрыть только большевикам: в чудеса они не верили. Впрочем, до сих пор в некоторых деревнях есть свои «бабули» с завешанными веничками избушками, изготавливающие чудодейственные настойки.