Трансильвания и Валахия – эстетический идеал и косметология родины вампиризма
У каждой страны есть своя «визитная карточка», своя гордость: во Франции это вино и… непосредственно сами француженки, в Германии – пиво и сосиски (близнецы-братья), у нас в России – балет и, наверное, наша особая национальная кухня или музеи, или запасы нефти и газа. Что кому по вкусу. Вспоминая Трансильванию и Валахию, среднестатистический европеец (и американец), помянет знаменитого вампира графа Дракулу в черно-алом плаще и с большими-пребольшими клыками. На самом деле этот регион прославился не только своими кровососами, но и кое-чем в области косметологии. Именно об этом мы и предлагаем узнать нашим читателям. |
Традиционно начнем с небольшого исторического экскурса.
Античные историки пишут: в Трансильвании и Валахии жили даки и скифы, немного кельтов. Римляне вообще эту область завоевали и сделали достаточно цивилизованной по меркам Древнего мира. Потом пришли гунны во главе с «белым и пушистым» вождем по имени Аттила, всё сожгли и всё разграбили. Потом на Балканы пришли славяне (предки сербов, хорватов и черногорцев), но в будущем краю вампиров им что-то не понравилось, и они осели рядом.
Спустя несколько столетий явились еще одни «путешественники» – мадьяры, беспощадные варвары с очень плохим характером. В легендах соседних народов они стали прототипом «огров», а в реальности – предками современных венгров. Так что Шрек, с точки зрения истории, – венгр. Кстати, если уж проводить «одним словом» различие между Трансильванией и Валахией (а они очень долго были единым целым), то оно исключительно религиозное: в Трансильвании преобладает католичество, а в Валахии – православие. Сейчас здесь живут румыны, венгры, сербы, цыгане. Непосредственно же влахами (валахами) называет себя достаточно небольшая часть населения, проживающая также на территории соседних Сербии, Черногории, Хорватии, Румынии, Боснии и Герцеговины. Иногда влахами называют и местных цыган, но на самом деле это две совершенно различные этнические группы. Вот настоящие влахи-то нам и интересны.
Многие ученые предполагают, что именно среди влахов сохранились осколки генофонда автохтонного (изначального) древнего населения Балкан – иллирийцев, о которых мы практически ничего не знаем, кроме того, что они были высоки ростом и красивы. Настолько красивы, что, будучи полностью ассимилированными пришлыми народами, они остались в памяти европейцев образцом красоты с эстетической точки зрения. Даже Уильям Шекспир поселил прекрасную графиню Оливию («Двенадцатая ночь») и безнадежно влюбленного в нее герцога Орсино именно в Иллирию. Еще какие-то капельки этой волшебной крови проскальзывают в приморских черногорцах и хорватах. И вот как она проявляется.
Это люди высокого роста (среди слабого пола рост 180 см – норма), с широкими плечами (даже женщины), длинными шеями и лицом в форме растянутого овала. Часто у них высокие лбы и короткие подбородки. Эти люди не только не склонны к полноте – они практически всегда стройны, как бы вытянуты в высоту. У них тонкие кости запястий и лодыжек. И при этом длинные ноги идеальных форм (многие черногорские модели происходят именно из приморских областей). Волосы темные, нередко вьющиеся, достаточно тонкие и послушные (в отличие от окружающих народов: южных славян, венгров и румын), глаза темные, кожа достаточно смуглая. Одна очень примечательная деталь: если дамы из соседних народов относительно рано «созревают», начинают выглядеть взрослыми и так же рано стареют, то потомки коренного населения очень поздно начинают седеть и до старости сохраняют прекрасную кожу.
Соседство с пестрой роскошью Византии, а потом длившееся не один век османское завоевание привнесли очень много восточных черт в национальные костюмы Балкан, а также приучили местное население носить закрытую, скрывающую фигуру одежду. Костюм влахов отличался разительно. Оба пола предпочитали светлые (белые, кремовые, светло-коричневые, серые) одежды – классические рубахи (до колен у мужчин и до щиколоток у дам). Знать украшала воротники и манжеты кружевом, а знать слабого пола – еще и вышивкой.
Мужчины носили длинные, довольно широкие брюки (но не шаровары) натуральных, не очень темных тонов. Поверх надевали кафтаны длиной чуть ниже колена, ярких цветов – летом, темных – зимой.
Женщины носили распашные платья или юбку (как бы два передника, спереди и сзади) и жилет. Женская одежда на груди была ярко декорирована вышивкой, золотым и серебряным шитьем, бисером. Очень интересный момент: в отличие от соседей, костюм влахов не только идеально обрисовывал фигуру, но и подчеркивал грудь женщины, платья и жилеты были достаточно низко вырезаны, и бюст очень красиво подчеркивался, как самым настоящим корсетом. Декор же вырезов только еще больше подчеркивал весомые достоинства своей обладательницы.
В холодное время, особенно в горах, где ветер пробирает до костей большую часть года, у простых людей очень популярны были дубленки из овчины мехом вовнутрь; знать предпочитала наряды, подбитые мехом более ценных животных. Женский костюм, разумеется, вышивался и украшался аппликациями, мужской – оставался скромным. Хотя знать обоего пола нередко использовала при шитье шуб и меховых курток византийскую парчу с причудливыми узорами.
Ноги обматывали полосками шерстяной или льняной ткани, а потом надевали сапоги с острыми носами и каблуками (5–6 см), в них удобно было ездить верхом. В более теплое время и мужчины, и дамы заменяли их кожаными туфлями без каблука с остреньким мысиком, похожими на столь любимые современной модой балетки. Держалась на ноге данная модель за счет тоненьких шнурков из кожи, завязывавшихся на лодыжке, – ну совершенно так же, как ленточки на ножках балерин. По-сербски (а это вообще типичная балканская обувка) такие балетки именуются «опанки». Кстати, и сербы, и хорваты, и те же влахи массово носили опанки до конца Второй мировой войны, как и национальный костюм, в деревнях он только тогда и вышел из массовой повседневной «моды». Что же до праздников, то многие селяне до сих пор имеют национальную одежду в своем гардеробе и носят ее с большущим удовольствием.
Среди влахов принято обязательно покрывать голову. Мужчины даже в жару носят шапки в виде конуса. Женские головные уборы более разнообразны. Почти в каждой деревне есть своя «эксклюзивная» модель, принятая местными жительницами за образец для подражания. Где-то это большие белые платки с вышитыми нитками светлых тонов краями, их всегда завязывали особым образом, красиво драпируя сзади, чтобы продемонстрировать вышивку; где-то – вышитые золотом и полудрагоценными камнями шапочки, похожие на тюбетейки (маленькие – на каждый день, большие – для торжественных случаев). В некоторых деревнях до сих пор предпочитают скрывать волосы под полупрозрачными вуалями, которые держатся на обручах и массе заколок. А где-то традиционная праздничная шапка дамы вся сплошь вышита монетами. По форме, расцветке и декору головного убора можно было точно определить, откуда происходит его хозяйка, замужем она или нет, более того, замужем первый год или дольше, имеет ли детей, не овдовела ли, православная она или католичка.
Теплый климат позволял влахам часто мыться, сыграла свою роль и сохранившаяся у них античная традиция. Выжила и утраченная у большинства других народов мода на декоративную косметику. Влашские женщины позволяли себе чернить брови и ресницы, остальные жительницы Балкан намного позже обучились этому искусству у турчанок.
Богатый растительный мир Балкан, близость моря и изобилующие минералами горы, развитое скотоводство позволили местному населению создать уникальную народную медицину, включавшую в себя великолепно разработанные уходы за телом, лицом и волосами. Основой были молочные продукты, разные виды меда, растения, минералы и… дары моря.
Одними из первых жители Балкан начали применять морскую воду, выпаренную из нее соль, водоросли и даже всякую живность (моллюсков, рачков) для продления молодости и сохранения красоты. Об омолаживающих человека влашских витаминных настоях по Европе ходили легенды. Именно влахи нередко служили лекарями и настоящими дерматокосметологами при венгерских, немецких, польских правителях и представителях высшей знати.
Многие влахи совмещали достижения традиционной медицины (еще раз напомним: косметология была ее частью) с последними достижениями науки, проходили обучение в наиболее продвинутых с этой точки зрения странах – Византии и Италии.
Была у этой славы и дурная сторона: многих влахов менее подкованные соседи начали считать колдунами. Прибавьте весьма популярный тогда метод лечения разных болезней – кровопускание, когда больному делали надрез на вене и спускали немного крови, а потом залечивали ранку, – и вот вам первые ростки легенд о вампирах.
Еще одной причиной распространения вампиризма на Балканах стала… политическая ситуация.
Трансильвания и Валахия были зажаты между католической Венгрией, православной Византией и разраставшейся с каждым днем Османской империей. И все хотели более мелкого и слабого соседа поработить. Поэтому многие люди, в зависимости от того, что было выгодно, постоянно переходили из православия в католичество и обратно, а то и вообще принимали мусульманство. Но предателей никто не любил, так родилось живущее до сих пор на Балканах поверье: если при жизни сменишь религию, то после смерти станешь вампиром! Обязательно!
Властители области (все-таки независимыми Трансильвания и Валахия были недолго), господари, менялись на престоле очень часто. И каждая смена первого лица государства сопровождалась (несмотря на выборы, в которых участвовали исключительно бояре) исключительно жестоким террором.
Наконец, Владу Второму и значительной части населения это надоело. Тут же был заключен союз с императором Священной Римской империи Сигизмундом (на деле империя была объединением немецких государств, а Сигизмунд был королем Венгрии и Чехии). Сам Влад Второй вступил в элитный имперский рыцарский орден Дракона (1431 г.) и обязался защищать Европу от наступления османов, а династия господарей получила прозвище Дракулешти.
Политику отца продолжил сын – Влад Третий Дракула, который, как и его отец, носил изображение дракона на своем гербе (чеканили изображение дракона на монетах, изображали дракона на стенах многочисленных построенных при них церквей).
Влад Третий продолжал укреплять вертикаль власти, подавлять силы, желавшие расколоть страну (а две религии плюс куча этнических меньшинств давали много поводов для беспокойства), заодно еще решил бороться с коррупцией (византийцы и турки нередко действовали подкупом). Вот и приходилось ему часто действовать с применением силы: кого-то на кол посадить, кого-то в кипятке сварить, кому-то просто голову отрубить, кого-то ослепить. Эти методы были тогда наиболее распространены.
В 1461 году Влад Третий отказался платить Османской империи налоги, простите, дань. Тогда султан Мехмед Второй лично пришел с налоговой проверкой и… 17 июня 1462 года вылетел из маленького княжества вон вместе со своими тридцатью тысячами «налоговых инспекторов». Как это получилось? Всё просто! Влад Дракула вооружил и поставил защищать родину свободных крестьян (до сих пор война была дворянской привилегией). Практически он одним из первых ввел систему призывников: отслужи два года (или год) в армии – и иди себе, свободен.
Влад Третий погиб в битве с турками, защищая не только свою страну, но и подступы к Венгрии и Австрии. Возможно, от руки наемного убийцы. Его законсервированная в меду голова была отправлена турецкому султану. Тоже обычная практика того времени: английский король головы сраженных в Крестовом походе арабов возил пристегнутыми к упряжи своего коня.
В народной памяти Влад Третий Дракула остался героем. Важные для нас вещи: он активно продвигал медицину и косметологию, регулярно отправлял талантливых влашских медиков на обучение «за границу». Строил новые и поддерживал старые монастыри. (Мы уже не раз писали, что именно монастыри были в средние века центрами медицины, оздоровления и… косметологии.)
Влад Третий предпринял первые слабые попытки сделать профессиональных лекарей (читай: косметологов) доступными для широких кругов населения, поощрял строительство бань и сам славился любовью к уходу за собой, особенно за длинными темными локонами и шикарными усами.
Локоны, к слову, Дракула носил вопреки балканской моде того времени, которая предписывала стричься коротко, согласно европейским трендам. Есть сведения, что Влада Третьего повсюду сопровождали личные банщик и парикмахер (скорее всего, локоны свои Дракула завивал).
После его смерти венгерская, турецкая и даже православная PR-кампания (Влад несколько раз менял православие на католичество и наоборот), точнее, пропаганда спустила на мертвого льва всех собак. «Страшилки» про «Цепеша», «Сажателя на кол» быстро стали популярными. В 19 веке очередную написал ирландец Брэм Стокер, и вот мы уже смотрим сотни фильмов и читаем сотни книг на вампирскую тематику.
Мы не будем трогать то страшных, то смешных, то сексуальных голливудских вампиров. Зато поговорим о… настоящих балканских. Несмотря на то, что Дракула вампиром стать не мог, ему же голову отрубили!
По местным поверьям, вампиры действительно существовали и… существуют до сих пор! Ими становятся люди, которые что-то недоделали, оставили что-то важное на этом свете: родители, оставившие маленьких детей; люди, погибшие перед своей свадьбой; единственные дети у родителей; последние мужчины в семье… Чтобы жить, они пьют кровь скота, а иногда людей. Эта кровь заменяет им… красное вино.
На Балканах красное вино имеет особый смысл, используется во многих ритуалах (и очень активно в косметологии: им и умываются, и маски с ним замешивают; и мозоли отмачивают, и пилинги делают из виноградных косточек). Христиане (православные и католики) верят, что во время церковной службы красное вино превращается в кровь Христа, верующие пьют ее (причащаются) и тем присоединяются к вечности, к Богу. Вампиры не могут этого делать, вот и ищут «заменитель».
Балканские вампиры очень красивы и совершенно не похожи на мертвецов. У них чистая свежая кожа, белоснежные, прекрасной формы зубы (клыки выскакивают только в нужный момент), густые красивые волосы. Но! Слишком яркий, «лихорадочный» румянец и алые, сочные, как накрашенные, губы. Местные верят: вампиры могут вступать в интимные отношения с живыми людьми и даже становиться отцами (но не мамами). Более того, они обладают удивительной сексуальной привлекательностью для противоположного пола. К слову, заразиться вампиризмом от укуса балканского носферату нельзя, это не грипп, так просто не передается.
Возможно, воспетая внешняя привлекательность балканского вампира – еще одно воспоминание о прекрасных иллирийцах, сохранившееся в подсознании народов на долгие века, даже на тысячи лет. Оказывается, красота – это, правда, страшная сила!