Бесчисленное море причесок 70-х годов
70-е годы XX века стали революционными для мира моды: до сих пор человек выбирал себе детали внешнего вида из того, что ему предлагала мода. Общий стиль или стили задавали рамку. При этом редко в ходу было сразу несколько стилей. Обычно один был новым, на пике тренда, а второй – уходящим.
В 70-е годы положение коренным образом изменилось, одновременно в обществе господствовало несколько стилей: романтизм, классицизм, диско, этно, сафари, спорт, унисекс, панк, хиппи, которые люди выбирали исходя не из своего социального и материального положения (как это часто было раньше) и не из-за того, что «так носят». Для многих внешний вид стал способом самовыражения, манифестацией своей личности и ее духовных устоев, своей уникальности. Не случайно именно в это время появилось понятие «антимода», когда разрешено носить всё, в самых разных комбинациях, включая заштопанную или обтрепанную до бахромы одежду.
70-е – годы эксцентричные, эпатажные, период разнообразия, раскрепощения и свободы. В это время женщины получили изрядную долю равноправия: они стали свободнее в сексуальном и просто в повседневном поведении, независимы материально. Тем не менее женщины не уподоблялись мужчинам: в моде были женственность и романтичность. А появившийся стиль «унисекс» был тогда скорее переделкой женских вещей для модного мужчины, но не наоборот. И все эти тенденции хлынули в бесчисленное море причесок 70-х годов.
В 1970-е годы мода резко «подешевела» и «пошла в народ». Еще в 50-е существовали модели для высшего общества и для «простых» людей. За 60-е они слились в единый поток. Покрой одинаков, цвета одинаковы, разница лишь в стоимости ткани и отделки. Наступило время господства прет-а-порте. К середине 70-х недели моды, помимо Парижа, проводятся уже в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Токио. Всё ближе к людям. С невиданной скоростью новинки моды начинают поступать в массовое производство. Теперь их дешевые варианты доступны практически каждой женщине.
В чем мода едина, так это в стремлении к простоте, удобству и естественности. Востребованы удобные практичные модели, в которых человек может свободно двигаться (отчасти это был общий тренд, отчасти – влияние хиппи, они же ввели в европейскую и американскую моду элементы экзотических фольклорных стилей: восточного, африканского, реже – стиля индейцев Америки), и тенденция к натуральности (в 60-е был бум на искусственные материалы): к натуральным тканям, дешевым, но натуральным камням, стеклу (вместо пластмассы), украшениям из лент, кожи и бисера. К слову, именно тогда входят в моду самодельные украшения.
Примерно то же происходит в парикмахерском деле: в моде естественные, удобные в носке, простые в укладке прически. Максимально индивидуальные! Под влиянием развития равноправия и стиля «унисекс» женские и мужские прически как бы делают шаг навстречу друг другу. Чтобы выделиться из толпы сверстниц, девушки коротко стригутся (и это так удобно!). Мужчины же отращивают кудри, чтобы продемонстрировать свою свободу от корпоративных культур, требовавших от сильного пола четких коротких стрижек, – армии и офиса. Уже упоминавшиеся хиппи пропагандируют свободную от прежних ценностей жизнь: карьера уже на так важна, порядок не важен, важны индивидуальность, творчество, свобода самовыражения. Бравому солдату с короткой стрижкой и аккуратными усиками отныне противостоит длинноволосый пацифист с бакенбардами и усами, которые нуждаются в укладке, а офисному клерку с его строгим внешним видом – беззаботный музыкант с почти женскими локонами.
Как и в случае с одеждой, высокая парикмахерская мода шагнула в 70-е в широкие народные массы. Во многом этот процесс был связан с развитием химии. Совершеннее стали красители для волос. Окрашенные волосы выглядели очень естественно, намного меньше портились (были изобретены более щадящие краски). Это стимулировало женщин окрашивать волосы не только для того, чтобы замаскировать седину, но и просто ради смены облика. Отныне можно было достаточно часто красить волосы и… ну… остаться при них. Процесс профессионального окрашивания в салоне стал проще, заметно ускорился.
Особо подчеркнем появление новых технологий осветления волос. Теперь легко можно было стать очень светлой блондинкой, даже если волосы от природы темные, и не сильно потерять в качестве волос! Тем более что появилось множество средств для их защиты и восстановления. А безумно популярные образы Сильви Вартан и Брижит Бардо возвели блондинок на олимп моды.
В салоны пришла и быстро приобрела популярность у клиентов обоего пола «холодная» химическая завивка. Зато стали меньше использовать средств для стайлинга, хотя они сделались намного совершеннее. В моде были простые прически, не требующие много продуктов для укладки. Из других салонных услуг возрос спрос на выпрямление длинных волос при помощи утюжка.
Практически все салонные услуги резко подешевели, качество же их заметно выросло. Мы уже назвали основную причину: прогресс химии. Но есть и вторая: спрос породил повышенное предложение. Как раз в 70-е появляется много новых марок профессиональной косметики для парикмахерского дела. Часто их создавали на Севере Италии, благо там очень активно развивалась химическая промышленность, а Милан, столица региона, стал одним из крупнейших мировых центров моды. Назовем лишь некоторые марки, наиболее успешно работающие и в наши дни: Brelil Professional, Selective Professional, Dikson. В США появилась марка JOICO. Резко выросли продажи у основанной чуть ранее итальянской марки Kemon.
Старые марки резко расширяли свои производства, активно пополняли ассортимент продукции инновационными средствами, конкуренция усиливалась с каждым годом. Приобрел большую популярность основанный в 60-х годах бренд REDKEN (США), его коньком стали щадящие продукты для стайлинга, сохранявшие модный естественный вид волос, не портившие их и достаточно прочно державшие укладку.
Французская марка L’Oréal Professionnel тоже выпустила новейшие виды стайлинга и пользовавшиеся большим спросом красители. Ее рекламная кампания была достаточно агрессивной, но имела свой плюс: она распространяла среди людей знания о том, как самостоятельно уложить волосы, заплатив только за стрижку в парикмахерской. Впрочем, укладки по-прежнему оставались одной из самых востребованных услуг.
Немецкая марка Wella первой заметила интерес к длинным ухоженным волосам у мужчин и выпустила известнейшую мужскую линию For Men. Огромные доходы принесла данной марке целая коллекция линий для домашнего ухода. В 1976 году работавшие на Wella технологи разработали Chitosan, уникальный для того времени ингредиент для спреев. Chitosan позволял надежно закреплять укладку, сохраняя при этом волосы мягкими. Эту мягкость можно было почувствовать на ощупь. Ранее такое казалось невероятным.
Еще одна немецкая марка, Schwarzkopf, в 1968 году, как раз к буму окрашивания, представила один из первых оттеночных шампуней – Palette Color Shampoo. Это в принципе было новым словом – придать волосам оттенок без их окрашивания. Настоящим прорывом от немецкой «Черной головы» стала новая концепция химической завивки (1974 год) – Schwarzkopf method. До сих пор парикмахеры учились своему делу в целом, но не технологиям отдельных марок. Да и технологии как таковые сложностью никого испугать не могли. Schwarzkopf method отличался нюансами исполнения, поэтому для оказания услуги требовалось их изучить.
70-е годы подтолкнули развитие химической завивки благодаря вошедшим в моду искусственным кучерявым афро-волосам даже на европейских головах и интересу к завивке у мужчин. Да, самые продвинутые модники, даже свободолюбивые хиппи, выступавшие за максимальную естественность, тайком делали себе поддельные локоны, которыми потом очень естественно трясли под аккорды гитар.
Удешевление и возросшая востребованность парикмахерских услуг простимулировали открытие многочисленных салонов. Профессия парикмахера стала более частой и… потребовала постоянного обновления знаний. Новые, более сложные технологии, новые продукты, пользоваться которыми надо было учиться, появлялись постоянно. Клиенты становились всё более требовательными. В результате стала складываться современная система, когда мастер должен проходить обучение именно на определенной марке и практически постоянно повышать свою квалификацию.
Едва ли не первым уловил новые тенденции француз Жан Луи Давид (Jean Louis David). Он сделал приоритетом своей марки обучение парикмахеров новым методам стрижек и укладок, обращению с новыми продуктами, а также поставил на поток ознакомление мастеров с самыми последними тенденциями моды. В 70-х Jean Louis David начал выпускать свои фирменные фотографии и видео с коллекциями причесок. Познакомиться с ними могли как парикмахеры, так и потенциальные клиенты салонов. Коллекции обновлялись чаще, чем это было принято ранее. И очень скоро подобные каталоги стали обязательными для крупных производителей профессиональной косметики для волос. В конце 70-х та же французская марка приступила к выпуску собственного видеотренинга для обучения парикмахеров. Личного обучения он заменить не смог, но помог сделать стандарт работы салонов от Jean Louis David в разных регионах одинаково высоким и, несомненно, произвел фурор.
Именно лично Жану Луи Давиду принадлежит представленная клиентам салонов в 1970 году женская прическа «лесенка». Она не просто быстро приобрела популярность, это была одна из самых первых стрижек, которые было относительно просто укладывать: практичная, привлекательная и освободившая женщин от необходимости слишком много времени тратить на наведение порядка на голове.
Еще более популярной (самой, вероятно, популярной) стала стрижка по другой технологии – «сэссун», разработанная английским стилистом Видалом Сассуном. Хотя появилась она в начале 60-х годов и сразу вызвала взрыв эмоций, именно 70-е годы ХХ столетия стали пиком популярности «сэссун». Классический ее пример, ставший образцом для сотен тысяч наших соотечественниц, – прическа, которую до сих пор носит знаменитая французская певица Мирей Матьё.
«Сэссун» – настоящий прорыв в технологии стрижки. Она подходит к волосам любой длины, не годится только для редких в Европе, США и Азии сильно вьющихся волос и не позволяет заплетать длинные волосы в косы. «Сэссун» идет практически всем женщинам и, если парикмахер выполнил всё правильно, при подходящем макияже способна значительно омолодить, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки лица.
До открытия Сассуна для создания объема и идеальной формы использовались прежде всего начесы и тщательная укладка. Англичанин предложил поставить во главу угла технику стрижки. Главная идея «его» прически заключается в ступенчатом подравнивании волос с точностью до миллиметра. Пряди наслаиваются друг на друга с минимальной разницей, а особый угол градуировки является залогом элегантного внешнего вида готовой стрижки. Основа «сэссун» – оформленные в аккуратную округлую «шапочку» волосы макушечной зоны с идеально ровными мягкими контурами и проградуированные кончики прядей.
Удачно выполнить «сэссун» может только очень хорошо обученный данной технике стилист, ведь ему необходимо в ходе работы учитывать анатомические особенности лица клиентки и корректировать их формой прически. Часто это делается при помощи смены типа челки: ее выполняют рваной, асимметричной, косой. Со временем появилось множество модификаций «сэссун», но сама техника стрижки сохраняется неизменной.
Стрижка «сэссун» на волосах любой длины обладает естественным объемом (без начеса и стайлинга!), поэтому ее легче легкого укладывать при помощи одной только круглой щетки. Волосы в данной прическе подвижны, смотрятся естественно, и поскольку стайлинг обычно отсутствует, безукоризненный внешний вид отлично сохраняется даже во время танцев и сильного ветра. Даже после попадания под дождь волосы достаточно высушить и заново расчесать. Укладка «сэссун» не требует посещения салона, но не может существовать без постоянной коррекции самой стрижки, для этого необходимо посещать парикмахера не реже одного раза в три недели или хотя бы раз в месяц.
«Сэссун» на длинных и средних волосах часто украшали ободками, повязками, заколками. Из «длинных» «сэссун» делали еще одну модную прическу 70-х – «конский хвост»: волосы собирали на затылке или чуть выше и перетягивали яркими резинками или закрепляли заколками. Одно время в тренде было перевязывать хвост поверх простой резинки косынкой.
Еще одна модная укладка, безумно популярная в середине 70-х, – «пикси». У нас это название переводят как «юная волшебница» или «фея». Но на самом деле пикси – это персонажи британского фольклора, озорные маленькие существа, склонные ко всяким шалостям, нередко далеко не безобидным. Одновременно пикси помогают по дому и ухаживают за заброшенными могилами. Внешне они похожи на худеньких гномиков. Часто пикси пририсовывают большие остроконечные ушки и крылья. Так что до юных волшебниц им далековато.
А вот одноименная стрижка очень идет худощавым женщинам, как молодым, так и 40+. Последних она делает зрительно свежее и моложе. Первый раз с подобной стрижкой появилась Одри Хепбёрн, ее героиня из фильма «Римские каникулы» состригает свои локоны, чтобы продемонстрировать независимость (1953 год). Но по-настоящему озорная женская стрижка мальчишеской длины вошла в повседневную моду гораздо позже, как раз в 70-е. При стрижке «пикси» волосы на макушке и в области затылка оставляются длиннее, чем на висках и рядом с шеей, однако не длиннее кончика уха. Шея и область за ушами открыты. Челка рваная, от короткой до длинной. Это делает обладательницу стрижки визуально более юной. Большие глаза становятся еще больше и выразительнее, пухлые губы – еще чувственнее и сексуальнее. Прическа имеет много вариантов, в зависимости от тонкостей укладки, здесь без нее уже не обойтись. Именно благодаря нюансам укладки обладательница «пикси» может легко менять свой образ: от мальчишески-хулиганского до романтичного, от озорного до изысканного или женственно-сексуального.
Среди молодых женщин в 70-е была популярна прическа «перьями», основа прически – любая базовая стрижка. Фишка «перьев» – безукоризненно точно выполненная обработка кончиков волос. Кончики прядей прореживаются с помощью простых или филировочных ножниц. Глубина прореживания (а значит, и финальный результат) зависит от структуры самих волос и того объема, который стилист хочет и может на них получить. Затем отдельные локоны обрабатываются муссом для укладки, вытягиваются и разбрасываются в хаотичном порядке. Результат – впечатление «беспорядочного (но красивого) хаоса». На средних волосах данный вид стрижки дает дополнительный пластичный объем, на длинных – это прекрасный способ не заморачиваться по поводу долгой укладки, но носить при этом распущенные волосы.
Модной прическу «перья» сделала Фарра Фосетт, звезда сериала конца 70-х годов «Ангелы Чарли». Этот фильм сам по себе был инновацией, в нем три девушки работали детективами в частном агентстве, выполняя с женским изяществом чисто мужскую работу. С одной стороны, в сериале продвигалось женское равноправие, с другой – его героини блистали модными женственными прическами и нарядами.
Еще одна звезда – популярнейшая американская певица стилей «диско» и «ритм-энд-блюз», «королева диско» Донна Саммер ввела в моду «афро», единственную очень сложную в укладке и требующую много продуктов для стайлинга прическу 70-х. Укладки (всё дело здесь в укладке) в африканском стиле пользовались безумной популярностью у продвинутой молодежи обоего пола. Любопытно: если девушка с такой прической просто считалась модной, то молодой человек зарабатывал себе репутацию творчески-легкомысленной личности и не мог рассчитывать на работу в приличной компании на хорошей должности, а также на службу в армии или полиции.
Форма прически «афро» на коротких и средних волосах – круглый мяч, высокий нимб; на длинных – воздушное овальное облако, ниспадающее по спине. Последний вариант практически всегда носили только девушки. Данная форма придавалась волосам, которые уже вились, таковыми обладали исключительно выходцы из Африки. Или волосы предварительно завивались «мелким бесом», то есть на мелкие бигуди при помощи химической завивки. Здесь-то и пригодилось появление в 70-е более щадящих и очень эффективных методик и препаратов. Завитые волосы начесывали, а затем фиксировали прическу огромным количеством лака. Поэтому «афро» была единственной жестко фиксированной укладкой 70-х, самой неестественной, трудоемкой для мастера и последующего домашнего ухода. Тем не менее она пользовалась большой любовью у музыкантов, певцов и моделей. Девушки дополнительно украшали плотные шары из своих волос бантами, заколками и повязками в этническом стиле.
Сохранялась в 70-е годы ХХ столетия и мода на длинные женские волосы. Благодаря субкультуре хиппи стало нормой носить распущенные волосы. Самыми красивыми считались естественные прямые. Правда, нередко их прямота была результатом работы утюжка парикмахера. Реже встречались тщательно завитые, но тоже претендующие на естественность локоны. Нередко длинные волосы носили с обручами или «как настоящие хиппи», сдерживая повязкой из ленты или кожи, шедшей через лоб вокруг головы. К подобной повязке принято было цеплять висячие украшения.
Также длинные волосы собирали в «конский хвост», по популярности лидировал прямой. Но встречались и завитые.
Опять же под влиянием хиппи во взрослую моду вошли различного вида косы: классические и французские, в которые часто вплетали цветные ленты или нити бус. Многие девушки носили пучки, самые романтичные из них по бокам лица выпускали несколько якобы небрежно выпавших тонких прядей.
В моде был более чем обильный декор причесок: ленты, искусственные цветы, плетеные украшения из бисера, бусин, украшения из ракушек, перья, а то и пестрые помпоны. Удивительный факт: здесь было разделение. Небогатые или просто стильные девушки и женщины носили в волосах много украшений. Но! Чем богаче была женщина, чем на более высокое социальное положение она претендовала, тем скромнее были ее украшения для волос. Аристократкам приходилось перебиваться лишь скромными обручами и сдержанными заколками… правда, бешеной стоимости.
К концу 70-х в моду начали входить «острые» прически: от игл панков до просто очень короткой (обычно женской) стрижки, уложенной частично верх острыми концами волос. Подобные прически требовали много средств для стайлинга и времени для укладки.
Новшеством мужских стрижек 70-х годов стало широкое распространение моды на длинные и полудлинные волосы, искусственную или натуральную лохматость, обильные (строгие в офисном варианте) бакенбарды, пышные, но якобы неухоженные усы и бороды.
Можно сказать, что тогда мужская парикмахерская мода распалась на две линии (чего раньше не было): одна мода для людей, которые могли позволить себе «так» выглядеть в силу своего положения в обществе, а другая для тех, кто хотел или обязан был следовать более строгим правилам. Как разделялись эти две тенденции? По длине волос и степени лохматости (нарочитой небрежности).
Мужские стрижки в принципе удлинились. Но существовал определенный предел, за который человек «серьезного» статуса выйти уже не мог. Его стрижка и бакенбарды обязаны были быть достаточно короткими, аккуратными и элегантными. Здесь господствовали стрижки из «чуть более длинных» волос, часто с ровными челками или с челками, уложенными набок. В тренде были стрижки средней длины с прямыми волосами и четкой окантовкой, плавно переходящей в бакенбарды. Пользовалась популярностью короткая прическа «ежик», которую претендующие на элегантность молодые мужчины также дополняли маленькими бакенбардами.
Зато как разнообразны и эффектны были прически «свободных» мужчин! Самой популярной считалась «маллет» (ее носили и женщины): спереди волосы были подстрижены относительно коротко, а сзади спадали на плечи длинными космами или локонами, в зависимости от того, естественным или изысканным стремился выглядеть их обладатель. Пользовалась успехом у мужчин стрижка «каре» с густой челкой.
Именно в этот период мужчины начали активно пользоваться ранее почти всегда женскими услугами салонов. Прежде всего речь идет о химической завивке и уходах для поддержания здоровья длинных волос. Некоторые мужчины осветляли волосы, так как брюнеты были не в моде.
Самые смелые особи мужского пола не бывали у парикмахеров в принципе. Отращивали волосы как бог на душу положит, перехватывали их лентами из кожи через лоб или делали «мальвинку» или «конский хвост» с каким-нибудь брутальным аксессуаром, чтобы в глаза их «богатство» не лезло при игре на гитаре или езде на байке.
Практически все модные в 70-е годы прически: «сэссун», «маллет», «пикси», «перья» – в обновленном виде популярны до сих пор. Причину этого часто видят в том, что они очень практичны и легко укладываются в домашних условиях. Наши современники не готовы тратить на себя столько усилий, сколько требовалось для следования моде до 70-х.
Что же касается вклада данного периода в развитие парикмахерского дела, то это резкий скачок в совершенствовании химических технологий, появление массы новых активных ингредиентов и продуктов, возникновение новых и полное обновление имевшихся услуг, их резкое удешевление и несравнимо более быстрое повторение последних тенденций высокой моды широкими слоями населения. Это был рывок вперед.